Один день из жизни АЕК

Мы продолжаем серию репортажей «Один день из жизни...», и сегодня героями рубрики стал «АЕК», известное предприятие по производству проводов и кабелей для продукции компании PKC Group, на котором трудятся более 900 сотрудников.

В редакции мне дали задание –  провести целый день в качестве полноценного работника предприятия, но жизнь внесла свои коррективы в эти амбициозные планы. Дело в том, что неподготовленному сотруднику делать в цехах просто нечего. Но обо всем по порядку.

 

Учись, ученик!

Ранним утром хорошо узнаваемые «аековские» автобусы собирают работниц и работников предприятия со всех уголков города. Но ехать на автобусе я не рискнула, потому что сесть в него сейчас очень трудно. Как пояснили в администрации, это временное явление. Совсем недавно на предприятие было принято около двухсот новых сотрудников, и, конечно, такой приток создал небольшую ажитацию в автобусах. В настоящее время этот вопрос решается, появятся дополнительные рейсы.

Но вот я, наконец, на территории АЕКа. Первым делом – инструктаж по технике безопасности. Ученики осваивают ТБ, затем проходят тест. Повторный инструктаж все проходят каждые полгода в соответствии с законодательством.

В ящиках - детали для учеников

В ящиках — детали для учеников

 

Далее ученики в течение трех дней проходят предварительное обучение. В это время они знакомятся с предприятием, производственным процессом, начиная со склада компонентов до отправки готовой продукции заказчику, со спецификой сборки, основными компонентами электропроводки, системой качества и безопасности продукта. Новички учатся работать с производственными инструментами, читать сборочные чертежи. После чего в течение двух месяцев проходят обучение непосредственно на своих рабочих местах под руководством и контролем мастеров. В завершение они сдают квалификационные экзамены и приступают к самостоятельной работе.

 

Кабель готов сжат

 

По-западному

К охране труда здесь относятся с особым вниманием. Главная причина – предприятие является одним из подразделений концерна PKC Group, и нормы безопасности соблюдаются на международном уровне. За рубежом не принято разделять сферы охраны труда, экологии, промышленной безопасности и промышленной гигиены. Специальная служба в компании одновременно отвечает за все эти вопросы. Устоявшееся название такой службы – EHS (Environment, Health and Safety — Окружающая среда, Здоровье, Безопасность), ее стандарты и применяются на АЕКе.

Зонирование на пешеходную и автомобильную часть дороги начинается сразу за шлагбаумом предприятия, такой же принцип применяется и внутри цехов. Здесь ездят электропогрузчики, что потенциально опасно для сотрудников. Поэтому пути движения транспорта выделены как напольной разметкой, так и специальными ограничителями. Водители погрузчиков обязаны предупреждать о движении звуковыми сигналами. На рабочих местах применяется известная система 5С – Сортировка, Систематизация, Сверкание, Стандартизация, Совершенствование. И никаких «фоточек котиков» на рабочем месте!

 

Сюда нэ ходи, туда ходи

Сюда нэ ходи, туда ходи

 

Скорость – дело наживное

После краткого инструктажа меня пригласили на экскурсию. Кстати, так новичков и знакомят с предприятием.

Первое впечатление – ярко и воздушно. Ярко-синие стойки, цветные кабели и жгуты, оранжево-серая спецодежда, желтые электропогрузчики. Стойки с комплектующими компонентами и сборочные столы довольно высокие. Возможно, особое чувство пространства дает отсутствие стен между цехами, все ограничения условны. Хотя территория строго зонирована. Тут – нарезка (провода нарезают по заданной компьютерной программе), тут – маркировка (компоненты «подписывают» на специальном станке), тут набивка (набивают наконечники на провода), тут сборка («вяжут» готовые жгуты), а там стоят столы контролеров, на них проверяют правильность сборки готового изделия.

 

Проверяется подсоединение каждого провода и наличие всех необходимых компонентов в готовом изделии. Если все хорошо, то готовую продукцию отправляют заказчику. К тому, чтобы работать без брака новичков обучают уже на начальном этапе.

–  Лучше работать медленнее, но качественно, скорость наработается потом, –  говорит специалист по обучению Светлана Лавринец. Она работает на АЕКе с 2006 года, сама трудилась вязальщиком за сборочными столами и поэтому знает, о чем говорит. –  Мы объясняем и показываем ученикам с первых занятий, к чему может привести некачественная работа. Это жгуты для автомобилей, на которых работают люди, и мы несем ответственность за свою продукцию. А за качественную работу можно получить премию до 50% месячной зарплаты, это отличный стимул трудиться без брака.

 

И варят, и жарят, и вяжут

Сколько разных операций производят со жгутами и кабелями работники – не перечесть! От совсем крошечных, например, изолировка провода или набивка наконечников, до полной сборки огромных пятиметровых жгутов. Норма сборки такого гиганта за смену – 0,8. То есть за целый рабочий день полностью его можно и не закончить. Но опытным вязальщикам это под силу, могут сделать и больше.

 

Для такой махины и целой смены мало

Для такой махины и целой смены мало

 

Меня удивил необычный цех, где изготавливают кабели для ветрогенераторов. В отличие от многоцветия проводов, что я увидела раньше, здесь они только черные. В цехе запаивают части деталей серебристым оловом, отрезают по линеечке изоляцию, на миллиметры отворачивают проводки, ставят вилки... В итоге в специальной машине на почти готовый кабель наваривают молдинг, покрывают особой резиной. Затем его тестируют, причем с выдержкой определенного времени, а некоторые кабели – жарят в духовке! Эта деталь должна проверяться на подверженность высоким температурам.

Жарят сжат

 

В общем, натуральное домоводство получается.

 

Как потопали, так и полопали

Сказать, что мне удалось побывать на АЕКе в качестве полноценного работника, наверное, нельзя. Мне доверили «связать» простой жгут с гофрой и термоизоляцией, который учатся собирать все новички. Я воткнула в гнезда разъема наконечники с проводами, поработала феном над термоизоляцией, всего это заняло минут пять.

Моя работа!

Моя работа!

 

Зато куда более полноценным на заводе оказался мой обед. Для всех сотрудников АЕК, начиная с первого ученического дня, в рабочей столовой предусмотрена своеобразная дотация в 100 рублей. Эту сумму выделяет работодатель, на неё можно поесть бесплатно. Если аппетит требует большего, придется доплатить. Но цены в столовой довольно демократичные, мой обед обошелся в 130 рублей, то есть сотрудник доплатил бы всего 30.

 

еда сжат

Вязальщик из меня получилась так себе, однако праздник, на который меня пригласили, был самым настоящим. В течение двух последних недель каждый из сотрудников предприятия побывал на командообразующем мероприятии, так называемом тимбилдинге. Оно не привязано ни к какому календарному празднику – просто работодатель решил поблагодарить сотрудников за труд и напомнить о важных вещах – технике безопасности и ответственности за качество. Про ТБ рассказал ролик о Вреднилке, снятый работниками завода. Другой ролик продемонстрировал работникам, для какой техники их руками изготавливаются жгуты и кабели.

Сегодня на АЕК работает 910 сотрудников, из них 802 женщины, средний возраст  персонала от 35 до 45 лет. Основная профессия -  вязальщик схемных жгутов, шнуров и кабелей.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Веру Коваленко, Ирину Кухаревич, Светлану Лавринец

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка орфографии на сайте.

Добавить комментарий