Музей как бизнес: кощунство или необходимость?

, Культура

Кто такой турист, и где у него «кнопка», пытались понять работники музеев Карелии и Мурманской области, участвуя в творческой лаборатории «Музей – турфирма: технологии партнерства», которая три дня работала в Петрозаводске. В отеле «Карелия» сошлись лед и пламень: творческие музейщики и прагматичные представители туристического бизнеса. Без шума и пыли они старались понять друг друга во имя общей цели – привлечь гостей-посетителей, а значит и заработать.

Надо сказать, что приехать сюда представителям музеев было не просто интересно (ну, чтобы поболтать с коллегами за чашкой чая), но и очень полезно, так как придумала лабораторию компания «Северсталь», которая с 2006 года реализует программу «Музеи Русского Севера». А главная часть программы – одноименный грантовый конкурс. Лидер российской металлургии ежегодно выделяет деньги на самые интересные музейные проекты. Попасть в их число дело не простое, но вполне посильное, если, конечно, знать, что и как делать. Этому как раз и учили здесь специально приглашенные из столицы эксперты и музейные проектировщики.

 

Пока участники слушали лекции московских авторитетов и разрабатывали новые программы для туристов в рабочих группах, мы побеседовали с представителем организатора, руководителем управления корпоративной социальной ответственности ОАО «Северсталь» Натальей Поппель.

– Наталья Анатольевна, зачем вы решили учить музейных работников ведению бизнеса? Не лучше ли, чтобы каждый занимался своим делом: куму-то – пыль сдувать с экспонатов, кому-то – развлекать туристов.

– Экономическая ситуация в нашей стране меняется. Культура с 2012 года больше не находится исключительно на государственном финансировании. Музеям, театрам и многим другим предложено зарабатывать, но никто их этому не учил. «Северсталь» же, как эффективная компания, старается сделать свои социальные инвестиции тоже эффективными. Мы несколько лет назад запустили программу по менеджменту культуры. По ряду причин так случилось, что в последние годы в стране масштабно развивается внутренний и въездной туризм. Драматично это или нет, но в каждой сложной ситуации надо искать преимущества. Если музеи могут создать фундамент для культурного туризма, то им надо в этом помочь. Это огромный ресурс, потому что в развитых странах туризм приносит до 20% ВВП.

 

 

– Почему вы решили провести свою лабораторию в Карелии?

– В первую очередь мы, конечно, заботимся о регионах присутствия компании, их сейчас четыре. Но поддерживаем музеи мы уже в двенадцати регионах. Так получилось, потому что музейщикам нужно обогащать друг друга, им нужно профессиональное сообщество, в создании которого мы помогаем. Кроме того мы понимаем, что все наши северные регионы войдут в программу «Северное ожерелье», которая сейчас готовится на федеральном уровне. Опять же музеям нужна помощь, чтобы туда попасть.

По дороге на сессию Законодательного собрания к участникам лаборатории заехал генеральный директор «Карельского окатыша» Максим Воробьев:
– Я искренне вас приветствую именно как партнеров в бизнес-сообществе Карелии. То, чем вы занимаетесь, может дать колоссальный эффект в ближайшее время. Я желаю вам получить здесь новые знания, опыт, знакомства, чтобы развивать ваше дело, как бизнес. Сейчас есть такая возможность. Я думаю, у вас получится.
04_музеи руского севера петрозаводск октябрь 2016

 

– Каких результатов вы ожидаете?

– Бизнес и культура должны встретиться и заговорить на одном языке. У каждого есть свои стереотипы и шаблоны. Музеи говорят, что туроператоры должны быть к ним лояльны и сами что-то предлагать. Туроператоры и турагенты, которые работали с зарубежными странами, требуют качественного сервиса и низких цен. А все вместе должны научиться предлагать туристам программы, в которых грамотно сочетаются развлечения и культурное содержание. Рафинированная поза «ах, в греческом зале, в греческом зале» больше не соответствует ни времени, ни экономическим условиям. Говорить, что мы ждем какого-то немедленного результата, наверное, было бы неразумно. Это огромный труд, и мы пока делаем только первые шаги.

Артур Ефремов, методист отдела туризма Культурно-музейного центра Костомукши:
– Я считаю что это действительно была лаборатория, уникальное объединение двух, казалось бы, никак не связанных между собой сфер: турбизнеса и музеев. Пусть даже многие проекты, которые мы здесь в качестве практики разрабатывали, не будут реализованы, мы поняли, как нужно действовать в современных условиях. Я в музейной структуре новый человек, поэтому опыт был особенно ценным. Перед нами выступали великолепные, харизматичные эксперты, гиперинтеллектуалы. Просто замечательно, что инициатива компании «Северсталь» позволяет проводить такие в чем-то провокационные лаборатории.

10_музеи руского севера петрозаводск октябрь 2016

 

– Все же, чему конкретно вы можете научить?

– Ну, например, мы можем поделиться опытом, как попасть в программу Ростуризма, который на конкурсной основе выделяет деньги на устройство инфраструктуры вокруг музея. Многие о такой возможности даже не знают. Кроме того, мы объясняем, что север России – это не только культурный, событийный туризм, не только фестивали. Это и агротуризм, это и гастрономический туризм, это и экологический туризм. Есть сейчас такое понятие, как социальный туризм, которому открыто молодое поколение. Все это надо продвигать. Поймите, музей никогда не заработает на входных билетах, но он может принести дополнительные инвестиции в регион. Это сувенирная продукция, это рабочие места в разных сервисных службах, это транспорт, это большие отели и маленькие гостевые домики. Все это может вырасти вокруг интересных туристических программ и пакетов.

12_музеи руского севера петрозаводск октябрь 2016

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка орфографии на сайте.

Добавить комментарий