Время «Ч» для пакета с мусором

Иногда власти действуют весьма стремительно. Уже с 1 мая этого года в Карелии приступит к работе единый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. В принципе, про грядущие изменения в мусорной сфере мы уже рассказывали. Но не было ясности, когда все начнется. Сначала называли январь 2018-го, потом вроде заговорили про начало 2019-го. Теперь время «Ч» определено. Мы попытались выяснить, чем это может обернуться для жителей Костомукши.

Немножко общей информации. Вывоз и складирование мусора отныне становится коммунальной услугой, со всеми вытекающими последствиями в виде тарифного регулирования, контроля, обязанностей и прав потребителей и прочего. Региональным оператором определено ООО «Автоспецтранс» из Петрозаводска.. Директор этого ООО – Иван Новиков, учредитель – «Корпорация развития Карелии». Собственно, все. Теперь конкретика. А она для любого потребителя коммунальной услуги заключается в двух простых вопросах: тарифы и качество.

 

Сколько стоит?

Тарифа на сегодня пока нет. В ближайшее время «Автоспецтранс» подготовит документы и подаст их в Госкомитет по ценам и тарифам. Как пояснили на недавнем заседании в правительстве Карелии, тариф будет единым для всей республики, но дифферинцированным по районам. Не очень понятно: единым, но различным? За точку отсчета будут, по всей видимости, приниматься ныне существующие в муниципалитетах тарифы, но при этом госкомитет будет внимательно изучать структуру расходов на вывоз и складирование.

Важное изменение: «мусорный» норматив, из которого потом появится тариф, для физических лиц станет «подушевым», то есть с человека, а не с квадратного метра жилья. Одиноких пенсионеров, проживающих в больших квартирах, эта новость, безусловно, обрадует. А вот тех, кто большими семьями ютится в маленьких «однушках» или «двушках» – вряд ли. Насколько вообще это решение разумное и своевременное – судить не беремся. Надо полагать, у тех, кто его принимал, есть свои резоны. Один из таких резонов – мусор все же производят люди, а не квадратные метры.

 

Кто повезет?

Полигоны ТБО, или, проще говоря, свалки, на первое время останутся в ведении тех предприятий и частных фирм, которые обслуживают их сейчас. Оно и понятно: земли в собственности или аренде, имеются необходимые лицензии, техника, люди, опыт работы. В нашем случае такой организацией является ООО «МСА». Региональный оператор заключит с компанией договор, и «МСА» продолжит заниматься складированием привезенных отходов.

свалка (19)

 

А вот кто будет вывозить мусор, пока не понятно. После того, как «Автоспецтранс» разберется с тарифами, будут объявлены конкурсы на вывоз мусора. Причем лотов будет не 19 – по количеству муниципалитетов – а гораздо меньше. То есть предприятия, заявившиеся на конкурс, тем самым возьмут на себя обязательства по обслуживанию сразу нескольких территорий. Очевидно, что в районах сейчас нет компаний, обладающих необходимым для такой работы количеством техники и людей. Значит, придется либо объединяться, либо одним, более шустрым, брать других на субподряд. Вроде бы нас это мало касается – пусть сами между собой разбираются. Но очень бы не хотелось, чтобы в первый день работы по-новому, 1 мая, мы вдруг обнаружили, что мусорная машина не подъехала к нашему дому в обычное и привычное время…

Как рассказал первый замглавы администрации округа Сергей Новгородов, региональный оператор подтвердил, что философия обращения с отходами в Костомукше не изменится. Это значит, что ни о каких контейнерных площадках речи не идет: мусор будут так же вывозить от домов, как и сейчас. Другой вопрос, выиграет конкурс компания из Костомукши или кто другой? По словам директора ООО «МСА» Анатолия Михайлова, до сих пор еще не определены территории, которые войдут в один лот с Костомукшей. Тем не менее, вне всякого сомнения, «МСА» собирается заявляться на конкурс, как только он будет объявлен.

 

Договор не потребуется

С юридическими лицами в плане отношений с региональным оператором понятно: они заключат договоры. А вот с физическими лицами все гораздо интереснее. Договоров как таковых не предполагается.

Есть такое понятие в гражданском праве: конклюдентные действия. Самых дотошных ждут Гугл с Яндексом, а если в двух словах, то в нашем случае это означает следующее: услуга будет оказываться всем без исключения, и все без исключения обязаны будут ее оплачивать. Суды и разговоры про «навязанные услуги» не помогут. Это в магазине можем взять или не взять товар с полки, и обязанность оплачивать его возникнет, только если возьмем. С мусором не так: человек не может жить, не производя отходы. А их надо вывезти, складировать или утилизировать, То есть придется платить.

свалка на дороге (5)

 

К слову, таким образом могут решиться две проблемы, навязшие в зубах. Речь о тех, кто живет частном секторе и не платит за вывоз мусора, и о дачных кооперативах, СНТ, СОТ и т.д. Все объединения дачников – юридические лица. Они будут обязаны заключить договор на вывоз и складирование мусора. Не захотят сами – обяжут через суд. То же самое – с собственниками частных домов. Теперь им начнут приходить квитанции. Не станут платить – юристы регионального оператора будут ждать их в суде. Подобные исковые заявления обычно пишутся под копирку: меняются в них только адреса, фамилии и взыскиваемые суммы. И суды, к слову, не тратят много времени на выяснение обстоятельств: заявление, решение, оплата. Если не оплата – за дело возьмутся приставы.

 

И про квитанции

С ними пока не очень понятно. Точно известно одно: они будут отдельными, со своими реквизитами, то есть деньги пойдут прямо на счет регионального оператора, а не в управляющую компанию, как сейчас. Это неудобно, но это так. А вот кто будет формировать эти счета, распечатывать и доставлять квитанции адресатам, ясности нет.

У «Автоспецтранса» заключен договор с Единым расчетным центром, но он находится в Петрозаводске. Сейчас прорабатывается вопрос о заключении договора между ЕРЦ и Костомукшским расчетным центром. Как рассказал Сергей Кетов, какое-то движение в этом направлении началось, КРЦ предоставил свои предложения, но ответ еще не получен. Остается надеяться, что до мая все утрясется.

 

На два главных вопроса, про которые мы говорили в самом начале – тарифы и качество – ответа еще нет. Про тарифы мы узнаем в апреле. Про качество услуги сможем судить лишь тогда, когда ее начнут нам оказывать. Время «Ч» для наших с вами пакетов с мусором наступит 1 мая. Как раз в День города.

Фото из архива редакции

Оцените статью
64 параллель онлайн