Что год учебный нам готовит?

Второй год подряд главный карельский ВУЗ — Петрозаводский государственный университет — нацелен не только на дух просвещения, но и на опыт. Тот самый практический опыт, который так сегодня нужен молодым людям, чтобы найти работу и устроиться в жизни.

Очередная волна ЕГЭ поглотила карельских школьников и, вот, наконец, схлынула. Самое время поговорить о перспективах дальнейшего образования. Всю детальную информацию о правилах поступления в ПетрГУ будущие абитуриенты могут найти на сайте вуза, благо, он очень информативный и полный. Здесь даже есть калькулятор абитуриента. Нет, он не рассчитывает стоимость платного обучения, курсов подготовки или будущую пенсию. Вы можете в нужных графах проставить, полученные на ЕГЭ баллы, а система подскажет на поступление по каким специальностям вы можете претендовать.

тарасов константинНаш материал, скорее, о современных тенденциях в высшем образовании. О них мы поговорили с проректором университета по учебной работе Константином ТАРАСОВЫМ. Только под конец беседы он рассказал о месте ПетрГУ в «Национальном рейтинге университетов», который уже несколько лет составляют «Интерфакс» и «Эхо Москвы». В лидерах, бесспорно, МГУ и федеральные вузы. Но и мы, оказывается, не лыком шиты. По результатам прошедшего учебного года Петрозаводский университет на достойном 39 месте из 209. Причем, несколько лет подряд он передвигается все выше: 2012 год – 46-50 места, 2013 – 41-е.

– Константин Геннадьевич, куда советуете поступать?

– Конечно, к нам. Если серьезно, наш университет качественно совершенствует обучение. Второй год подряд будет набор на программы прикладного бакалавриата, который еще называют практикоориентированным. Наш вуз в прошлом году впервые провел набор на такие программы, их было шесть. В этом году вводим новые и всего их будет уже пятнадцать.

Это высшее образование, где упор сделан на практику. То есть, у студентов на прикладном бакалавриате в полтора раза больше практических занятий, чем у тех, кто учится на академическом. Мы считаем, это хорошо, потому что специалист, который больше умеет делать руками, более востребован. Еще один выигрышный момент в том, что по окончании университета студент получит не только диплом о высшем образовании, но и дополнительный документ о присвоении рабочей профессии или должности служащего. Например, человек, который учится на бакалавриате лесного комплекса, может быть еще механизатором, вальщиком леса и т. д.

Это серьезное для нас новшество, даже эксперимент. Интересно, что в прошлом году на такие программы пришли ребята, получившие более высокие баллы на ЕГЭ, чем на академический бакалавриат. Может быть, благодаря проведенной мощной профориентационной кампании, а, возможно, решали не столько дети, сколько их родители. И они поняли, что это перспективно и практично.

На эти программы сейчас государство очень охотно выделяет бюджетные места. В 2015 году на все программы прикладного бакалавриата выделено 340 мест, это около 23% от общего количества мест.

фото Сергея Потехина (http://karjalan.org/)

фото Сергея Потехина (http://karjalan.org/)

– Каким профессиям можно обучиться по таким программам?

– Есть определенный список, утвержденный Министерством образования России. Мы ориентируемся на него. Например, направление «юриспруденция» не предполагает такого обучения. А дальше выбираем сами и, прежде всего, изучаем рынок труда в Карелии, а также ориентируемся на работодателей.

Конечно, это педагогические специальности. Рыбоводство, лесной комплекс, туризм. Во всех этих областях наши студенты могут быть востребованы. Но зачастую работодатели предъявляют нам претензии, что студенты знают теорию, а сразу «к станку» их не поставишь, приходится доучивать. Так что исправляем эту ситуацию. Студенты проходят практику «в поле»: в реальных условиях на действующих предприятиях.

– Чем еще может удивить университет?

– В недалекой перспективе мы планируем переход на модульные учебные планы, индивидуальные образовательные траектории и систему внитривузовских курсов по выбору. Проще говоря, наш ВУЗ будет предлагать студентам не только то, что положено по образовательному стандарту, но и дополнительные модули. Причем для всех специальностей. Например, если студент-физик понимает, что для своего дальнейшего развития ему нужны иностранные языки, он может выбрать языковой модуль. Если филолог увлекается научно-популярной физикой, или, к примеру, медициной катастроф, почему нет? Мы сможем вставить в программу обучения соответствующий модуль. Учебный план будет как паззл: можно будет что-то убрать, а что-то вставить. В результате, к концу обучения сложится цельная картина.

Но это пока в перспективе перспективе, а с 1 сентября запускается новый проект по изменению системы преподавания иностранного языка для студентов-инженеров. Исторически сложилось, что они не знают язык на должном уровне. Поэтому мы «на входе», в первую неделю обучения, проведем их тестирование, не обращая внимание на результаты ЕГЭ и аттестат. Затем сформируем разноуровневые группы. Не зная языка, студенты не могут воспользоваться всеми возможностями, например, программами обмена с университетами той же Финляндии. А их для инженерных специальностей немало.

Новые корпуса ПетрГУ на Древлянке. Фото С.Потехина (http://karjalan.org/)

Новые корпуса ПетрГУ на Древлянке. Фото С.Потехина (http://karjalan.org/)

– Раз уж заговорили о Финляндии, чем наш университет выгодно отличается от учебных заведений в соседней стране? Ведь сегодня многие едут учиться туда.

– Начнем с того, что качество нашего образование ничем не хуже. Второй год мы выдаем по желанию студента европейское приложение к диплому. Это, по сути, перевод документа о высшем образовании на английский язык по всем правилам Болонского процесса. Практика показывает, что этот документ принимают сейчас без всяких замечаний такие страны, как Финляндия, Чехия, Австрия, Германия. Студент с нашим дипломом бакалавра спокойно поступает в магистратуру ряда зарубежных вузов.

А еще мне кажется, что в небольших финских вузах очень скучно. Сегодня же в основном уезжают в университеты прикладных наук, которых в Финляндии достаточно много. Это как правило небольшой город, небольшой кампус и все: никакого выхода дальше нет. В плане организации досуга, я думаю, мы дадим фору многим вузам Суоми.

универ

 

– Наверное, новичку легко запутаться в университетском многообразии?

– Такая проблема есть, и мы придумали, как ее решить. В этом году впервые для части первокурсников мы проводим адаптационную неделю. С 1 по 5 сентября у этих ребят не будет традиционных учебных занятий. Их познакомят с самим вузом и его сервисами, с руководством вуза, институтов, факультетов и кафедр. Они смогут узнать о стипендиальных возможностях и о программах международного обмена. Пред ними будут выступать успешные выпускники. Будут устроены экскурсии в национальном музее. Опыт показывает, что знаний о Карелии и Петрозаводске у многих вчерашних школьников очень мало. Если в этом году такая неделя оправдает себя, через год мы запустим ее для всех первокурсников.

Кроме того, большую работу ведет студенческий профком. Студентов младших курсов опекают старшекурсники-адаптеры. А это особенно важно для иногородних ребят, это позволяет им быстро наладить необходимые социальные связи и спокойно учиться.

Не удивительно, что ПетрГУ разворачивается в сторону прикладных специальностей. Сегодня высшее образование – это тоже рынок. Все учебные заведения заинтересованы в студентах, а значит, совершенствуют свои услуги. Так или иначе, выбирать самим ребятам: ехать ли в Финляндию, в Москву или Петербург, или остаться в Карелии. Предложений сегодня много, и наш университет – лишь одно из них.

Фото в шапке: http://nesiditsa.ru/city/petrozavodsk

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка орфографии на сайте.

Добавить комментарий