Целую неделю наш журналист вместе с коллегами из других изданий колесил по северу Швеции: побывал в заброшенных карьерах и действующих шахтах, в городах, которые уходят под землю, и в лесах, где саамы пасут оленей. Такой страны викингов мы еще не видели и хотим рассказать вам о ней.
Костомукша очень похожа на маленькие городки на севере Швеции. Не только суровыми таежными ландшафтами, студеной дождливой осенью, но и неразрывной связью с градообразующим предприятием, добывающим руду.
У шведов эта связь порой настолько кровная, что люди согласны снести свои дома и превратить город в руины. Лишь бы только рудник продолжал работать.
Речь о самом северном шведском городке – Кируне, где добывают руду аж с 1898 года. Когда сто лет назад здесь стали возводить первые дома, а руду еще возили на оленях, никто даже не предполагал масштабы подземных залежей. Оказалось, что город построили прямо на богатейшем месторождении железа.
Шведам, конечно, повезло. Если в Костомукше содержание железа в породе 24-25 процентов, то в Кируне – 65-70 процентов! Руда там залегает единым пластом, идущим на глубину как минимум 2 километра. Что дальше – пока неизвестно. Зато известно, что эта глыба ведет под город под углом примерно в 60 градусов.
Сейчас добыча ведется на глубине чуть больше километра. К 2033 году компания доберется до той точки, которая приведет к разрушению центра города. Первые трещины уже появились, были снесены несколько домов, но глобальный переезд еще впереди.
Весь исторический центр – примерно треть города – должен быть перенесен на другое место за счет горнорудной компании LKAB. Ее представители считают переезд выгодным: они готовы построить новые дома для жителей, перевезти туда ценные здания и продолжить углублять шахты.
Некоторые дома переедут в прямом смысле слова
Квартиры и дома LKAB обещает выкупить у владельцев по цене выше рыночной стоимости на 25-30 процентов. Люди смогут выбрать: остаться в Кируне и перебраться в новый центр или уехать навсегда.
«Переезд» центра города обойдется компании примерно в 25 миллиардов крон. Годовой оборот ее – 60,3 миллиарда крон. В общем-то, можно себе позволить построить новый город, учитывая, то запасов руды хватит еще на много-много лет.
Интересные факты
Кирунаваара – самая большая железорудная шахта в мире. Протяженность туннелей – 500 километров. Там построены мастерские, магазины, ресторан, зал заседаний. Ширина подземных дорог позволяет разъехаться автобусу и грузовой машине.
Красной линией на макете города обозначена часть, которой не будет. Никто не знает, будет ли этот переезд последним.
Согласны ли жители на переезд? Вице-мэр Кируны Николас Сирин уверяет, что 96 процентов населения поддерживают эту идею. Правда, опрошено было всего 10 процентов кирунцев, а переселяться придется каждому третьему.
По его словам, жители давно знают о том, что им придется покинуть свой дом.
– У нас никогда не стоял вопрос, переезжать или нет, всегда стоял вопрос, как это сделать, – говорит он.
Но «переезд» города – это не прихоть богатой компании, а необходимость: без рудника сложно представить жизнь маленькой Кируны. В шахтах и офисах LKAB работают около 2 тысяч жителей. Средняя заработная плата в городе 25 тысяч крон за вычетом налогов. Это выше чем на юге Швеции.
– А если кто-то откажется переезжать? К примеру, у человека любимый дом, в котором выросло не одно поколение семьи…
– Мы консультировались с юристами. Если кто-то не захочет переезжать, мы не вправе его заставить, – говорит вице-мэр. – Но он не сможет пользоваться своим домом: не будет ни дорог, ни сетей, ничего…
Без сомнения, есть в этой истории драматический момент. У каждого из нас есть родные места, от вида которых замирает сердце. Идешь по улицам и попадаешь в детство – в этом доме мы когда-то жили семьей: где-то там под плинтусом потерялся мой первый зуб. А в этом сарае жил одноглазый кот, я таскал ему котлеты, и прятал дневник от родителей…
Но это все лирика. Можно сказать, что жителям Кируны повезло: цены на недвижимость там зашкаливают и они получат неплохую компенсацию за свое жилье. Чего не скажешь о другом шведском городке Мальмбергете, который тоже того гляди провалится в подземелье.
Добывать руду в Мальмбергете начали 125 лет назад, за сотню лет эксплуатации шахты ушли далеко под город. В 60-х годах прошлого века впервые заговорили об эвакуации населения. Однако вопрос этот до сих пор не решен.
В 2012 году часть города с диким грохотом провалилась под землю – образовалась настоящая дыра в преисподнюю, из которой шел дым. Компания LKAB тут же заявила, что обрушение земли в этом месте было спрогнозировано и ситуация находится под контролем. К счастью, тогда действительно никто не пострадал.
Провал земли посредине Мальмбергета
Шведский журналист Арне Мюллер говорит о повышении сейсмической активности в городе. Ученые зафиксировали в 2015 году 59 землетрясений. LKAB обещает расселить всех жителей, но к 2032 году. А начнут с тех, кто проживает ближе всех к шахтам.
Условия выкупа собственности LKAB предлагает такие же, как в Кируне – по цене на 25-30 процентов выше рыночной. Но проблема в том, что в Мальмбергете цены на недвижимость провалились вместе с частью города. Продав свое жилье компании, не каждый сможет приобрести его в другом месте.
И все же за развитие событий в Мальмбергете отвечает компания, которая с оптимизмом смотрит в будущее, и есть надежда, что в результате переговоров с ней будет достигнут баланс интересов. Но в Швеции, как и везде, бывают не только взлеты, но и падения в бизнесе, последствия которых приходится разгребать государству.
Так случилось со Scanmining в 2012 году: переоценив залежи свинца в карьерах, компания обанкротилась. А брошенные месторождения стали источать цинк, кадмий и свинец, которые вместе с грунтовыми водами стекали в озера и реки.
Чтобы остановить эти потоки шведские власти пытаются откачивать воду из карьеров и очищать ее реагентами. Эта борьба длится уже не первый год. В целом проект по консервации объектов обойдется государству в 400 миллионов крон.
– Если остановить очистку воды, то по нашим оценкам от 70 до 100 тонн ядовитых металлов попадет в воду, – говорит шведский журналист Арни Мюллер.
Однако уверенности в том, что эти работы приведут к каким-то результатам, нет ни у кого.
Зная историю этого провала, несложно понять, почему население городка Каллаа грудью встало на защиту леса, и не дает британской компании начать здесь разработку карьера.
Саамы жили на этих землях испокон веков: пасли оленей, ловили рыбу, собирали ягоды. Они уверены, что открытие шахты убьет оленеводство.
– Там, где пасуются наши олени, каждые 15 минут будут ездить грузовики с рудой, – рассказывает один из протестующих Ян Эрик Лента. – Мы веками занимаемся оленеводством, а карьер в лучшем случае откроют на 20 лет, а потом закроют. И вслед за одним карьером, появится и другой, и третий, и это будет означать конец оленеводству.
Саамская журналистка Оса рассказывает о бунте в Каллаке. На этом месте должен быть карьер. Пока его нет
Половина жителей поддерживает открытие рудника, ведь компания Beowulf Mining AB обещает 500 новых рабочих мест, но другая часть намерена стоять насмерть. Когда летом 2013 года представители фирмы попытались попасть на место будущих разработок, саамы разбили протестный лагерь и не пускали технику. Они сидели на деревьях, не давая рубить их для расчистки дороги. Блокада длилась несколько месяцев.
В этом конфликте пока нет точки, жесткий протест местного населения вывел его на уровень шведского правительства, и теперь от его решения зависит судьба Каллака.
За неделю путешествия по северной Швеции мы видели не только горнорудные предприятия и их города-спутники, но и другие удивительные проекты.
К примеру, компания Martinsons System строит девятиэтажные (!) дома из клееного бруса. Производство загружено заказами до самого лета.
А недалеко от Кируны есть Ледяной отель, все номера, холл и бар которого выполнены изо льда. Одна ночь в отеле стоит 1000 евро. Несмотря на стоимость, сюда приезжают эстремалы со всего мира: свободных мест почти не бывает.
Не знаю, в чем кайф ночевки в ледяной комнате, но бизнес процветает. И это в далекой северной провинции, совсем как наша. Хотя нет. Есть между нами небольшая разница – до Костомукши нужно ехать «на оленях», а до Кируны летает самолет.