Если не принять срочных мер, то скоро в Костомукше совсем не останется фирм такси, которые можно вызвать по телефону и надеяться, что машина подъедет в течение 5-10 минут. Говорю это как человек, который занимается этим бизнесом уже 15 лет.
Наталья СнятковаВ социальных сетях то и дело можно встретить гневные сообщения: «ждал такси почти час», «вообще не дозвониться, трубку не берут», «предлагают ждать минимум полчаса», «предварительные заказы не берут». Все дело в том, что машин в такси, которые работают в фирмах, с каждым днем становится все меньше. Причина простая – при нынешних условиях никто в такси работать не хочет.
Такси – это бензин по 40 рублей, это двойная стоимость страховки, это частые ремонты машин, резины хватает только на один сезон, это частая мойка, это оплата за диспетчеризацию. А еще и налоги платить надо. Такси – это расходы. И, разумеется, каждый водитель хочет еще и заработать нормально, иначе зачем это все?
В свое время у меня в фирме работало около 100 водителей, и все они имели статус индивидуальных предпринимателей, все платили налоги. Мы тогда с руководителем из другой фирмы посчитали, что если бы все диспетчерские и водители города, как мы платили налоги, то в городскую казну попадало бы около 2 миллионов рублей в квартал. Теперь же ИП практически не осталось, почти все таксисты на нелегальном положении. Налоги или не платятся вовсе, или какой-то мизер. При этом государственные органы в свое время не попытались навести порядок в такси, а теперь слишком поздно. Считают, что есть у людей работа и доход – это хорошо, все заняты делом. На бирже не стоят, пособий не просят, пусть лучше так все и остается.
Ладно, пусть так. Но такси все больше не хватает. И с каждым днем становится все меньше. Я не имею в виду тех абсолютных нелегалов, которые дежурят около «Славян», поликлиники, подъезжают к поезду на вокзал. Я говорю о такси, которое можно вызвать по телефону, у которых фиксированная цена и клиент может надеяться, что по приезду не возникнет сюрпризов, будет с кого спросить.
Повторюсь: при нынешних условиях никто в официальном такси работать не хочет. Я утверждаю, что цена за поездку в 60 рублей – это не реально, и если мы хотим, чтобы такси в Костомукше остались, необходимо поднимать цены.
Вы пробовали когда-нибудь уехать на «нелегалах» от «Славян» или поликлиники за 60 рублей? Минимум 100, а то и 120. И при этом эти водители не «делятся» с диспетчерами, а уж про налоги я вообще молчу. И дело не в том, что эти нелегалы – какие-то рвачи. Цена в 100 рублей за поездку – вполне рыночная, она позволяет и бензин купить, и машину помыть-отремонтировать, и водителю заработать.
Последствия ценового демпинга на рынке услуг такси уже налицо. Одна фирма закрылась, остальные – на грани разорения. Меня могут обвинить в том, что я лоббирую интересы собственного бизнеса. Наверное. Я не хочу закрывать фирму, которой было отдано столько сил. Однако судите сами: наша цена «по городу» выше, чем у конкурентов, но при этом водители не идут и к нам, поэтому мы не можем удовлетворить все заказы горожан. Когда новые фирмы начали демпинговать, заказов у нас не стало, и чтобы обеспечить водителей работой, я заключила договоры с организациями. Поэтому теперь подать машину частному клиенту в течение короткого времени получается не всегда. Было бы у нас больше машин – ситуация выглядела бы иначе. Но мы не берем малоопытных водителей на старых машинах. А нормальные водители, как я уже говорила, сейчас идти работать в такси не хотят, наработались.
Когда появились «дешевые» фирмы, я запускала в соцсетях опрос: что для вас важнее в такси – надежность водителей и хорошие удобные машины или низкая цена. 70 процентов ответили, что низкая цена. Что ж, в таком случае скоро нам придется бежать к «Славянам» или пытаться уехать на муниципальном автобусе – дождаться такси по заказу станет еще труднее, а то и вовсе невозможно, так как с лета 2018-го официальных таксистов обяжут применять кассы.
Вы спросите: и что же делать? Честно отвечу: универсального рецепта у меня сейчас нет. Но есть надежда, что если мы поднимем цену за проезд, водители пойдут работать в такси.