…Разбирая вещи после переезда, наткнулась на любопытный предмет. Это сувенирная тарелка с первого в мире атомного ледокола «Ленин», который пришвартован в Мурманске и теперь работает как музей. На её обороте – автограф капитана ледокола Александра Баринова. Когда-то мне довелось не просто побывать на ледоколе, а даже пожить пару дней на нём и больше узнать об атомном флоте страны.
Сегодня, третьего декабря, отмечается День атомного ледокольного флота России. Чем не повод поделиться воспоминаниями о той поездке к ледоколам? Итак, это был декабрь 2010-го.

Первое знакомство
Что вы знаете про атомные ледоколы? Думаю, максимум – то, что они есть и работают где-то на севере. Мои знания были примерно на том же уровне, когда я в «Комсомольской правде» наткнулась на посвящённый им конкурс. Газета проводила его совместно с госкорпорацией «Росатом» Победителям обещали поездку в Мурманск, чтобы познакомиться с атомным ледокольным флотом. Нужно было ответить на несколько вопросов из истории. Спасибо интернету: в нём я быстро нашла нужную информацию. Поучаствовала – и забыла, и каково же было моё удивление, когда я через месяц получила письмо-приглашение в Мурманск на 9-10 декабря!
Сборы были волнительными: все-таки в обывательском представлении атом – штука неустойчивая и даже опасная. Но любопытство взяло верх, поэтому я полетела в незнакомый Мурманск.
Приключения начались сразу после посадки. 10 вечера, незнакомый город, а меня никто не встретил. Все телефоны оказались недоступными. Было от чего впасть в панику! А когда я узнала, что до города ещё, оказывается, 80 километров…Видимо, на моём лице отразилась такая буря эмоций, что ко мне подошла девушка, летевшая одним рейсом со мной, спросила, что случилось. Узнав, что меня не встретили, она предложила подвезти меня до города и помочь там устроиться. Вообще, все мурманчане, с которыми мне довелось познакомиться за эти два дня, оказались очень отзывчивыми людьми. Хорошо, что вскоре мне перезвонил опоздавший встречающий и ситуация была разрешена. За то время, пока я ждала остальных участников, прилетевших более поздним самолётом, Лера и Юра, мои спасители, показали мне город, а Юра к тому же оказался коллегой моих единственных знакомых в Мурманске.
Здравствуй, «Ленин»!
Но вот наша группа воссоединилась. Всего в Мурманск прилетело пять человек: четверо победителей конкурса из Калининграда, Москвы, Набережных Челнов и Кондопоги и корреспондент «Комсомольской правды». Оказалось, что мы будем жить не в гостинице, а на атомном ледоколе «Ленин»! Это первый атомный ледокол в мире, он был построен в 1959 году. Сейчас он уже не выходит в море, а стоит у причала в центре города, на нём размещён Информационный центр по атомной энергии, а сам ледокол открыт для посещения и экскурсий.
Ледокол поразил своим величием и мощью, он ещё «дышит» морем, такое чувство, что он в любую минуту готов отправиться в плавание, на выручку судам, попавшим в ледовый плен. Приятно поразили чистота и ухоженность ледокола: чувствуется, что на нём работают действительно небезразличные люди. Мы приехали на него около часа ночи, но, несмотря на столь позднее время, нас очень дружелюбно и приветливо встретил дежурный и даже устроил нам небольшую экскурсию по ледоколу.

После этого каждому выделили отдельную каюту, и мы отправились спать, набираться сил перед двумя насыщенными экскурсионными днями.
Утро началось со звона рынды – судового колокола, возвещающего о начале нового дня. Посещение камбуза также доставило много приятных минут. Всё было очень вкусно, а на отсутствие аппетита никто не жаловался: погода была морозная, поэтому есть хотелось часто.
За завтраком последовала встреча с капитаном ледокола Александром Николаевичем Бариновым: он много рассказал нам о самом ледоколе, о плаваниях, в которых он бывал, о жизни на ледоколе. Глядя на него и его команду, хотелось немедленно отправиться покорять Арктику.

Ледокол был в полном нашем распоряжении, можно было заглянуть во все отделения, не обошли мы своим вниманием и реакторный отсек. И хотя атомное топливо уже с ледокола снято, смотреть на реактор можно только через специальные окошки с защитными стеклами. Для интереса замеряли уровень радиации, а он оказался даже ниже, чем в городе!
После того как мы пообщались с капитаном и сделали тысячу и одну фотографию ледокола, пришла очередь посетить Информационный центр по атомной энергии. В нём проводятся познавательные интерактивные лекции по атомной энергетике для школьников, но и мы, взрослые люди, с удовольствием посмотрели 3D-фильм о силе и использовании атома в мирных целях.
Город доброжелательных людей
Нашлось время и для экскурсии по Мурманску. До этого никто из нас тут не был, поэтому всем было очень интересно посмотреть на его достопримечательности. Город широко раскинулся по берегам Кольского залива Баренцева моря, вокруг сопки, поэтому он построен террасами. Мы приехали в него в самый разгар полярной ночи, когда солнце совсем не показывается из-за горизонта. В 11 утра рассветает, а в 3 дня уже снова темно. Это, конечно, сбивало с толку. Видимо, поэтому в Мурманске так много огней: такая замена солнечного света.
Мы посетили памятник защитникам советского Заполярья, который мурманчане ласково называют Алёшей, маяк, центральную площадь Пяти углов. И опять же, еще раз убедились в отзывчивости горожан. Каждый готов поделиться городом, который он любит. Можно обратиться с вопросом к любому прохожему и быть уверенным, что он расскажет всё, что знает.
Покоритель Северного полюса
Впереди нас ждал последний день пребывания в Мурманске, на который была запланирована экскурсия на действующий атомный ледокол. Он находится на территории закрытого предприятия, поэтому прежде чем попасть на него, пришлось пройти досмотр: всё серьезно, режимный объект.
Атомный ледокол, на котором мы побывали, называется «50 лет Победы». Он самый новый среди атомных ледоколов, которые есть в России, его строили очень долго в связи с нехваткой финансовых средств, но в 2007 году он наконец-то оказался в строю. Сейчас, кроме основных функций, он ещё и возит туристов на Северный полюс. Путевка на две недели «до Полюса» стоит 22 тысячи долларов. Такие путешествия пользуются большой популярностью среди пенсионеров из США, Европы и особенно Японии. Самому пожилому покорителю полюса было 96 лет! Причем он отправился в такое далекое путешествие, чтобы покорить сердце дамы. С полюса ей была отправлена телеграмма с предложением руки и сердца. Конечно же, она ответила согласием.
Кстати
Сейчас атомный ледокол «50 лет Победы» по-прежнему возит туристов на Северный полюс. Услуга эта популярная: на 2026 год запланированы три таких путешествия, каждое длительностью в 13 дней. Стоимость вояжа к макушке планеты начинается от 3,75 миллиона рублей.
Нас познакомили с командой и провели по всему ледоколу, побывали мы и в машинном отделении, и в реакторном отсеке, и на капитанском мостике, посмотрели на кают-компанию, спортивный зал, бассейн: ледокол может находиться в плавании месяцами, поэтому на его борту есть все, что необходимо для полноценной жизни экипажа.

Неизгладимое впечатление на меня произвели манеры моряков. Все очень вежливые, предусмотрительные, аккуратные. Отношение очень уважительное, например, когда в каюту заходит девушка или женщина, все встают и стоят до тех пор, пока она не сядет.
Время в Мурманске пролетело очень быстро, но в то же время мы успели много увидеть и узнать. Глядя на атомные ледоколы и на людей, которые работают на них, начинаешь гордиться своей страной. Если вы будете в Мурманске, обязательно сходите посмотреть ледокол «Ленин»: это наша история, основа нашей морской мощи, покоритель суровой Арктики.
Факт
По информации «Атомфлота», Россия сейчас располагает восемью действующими ледоколами трёх разных типов: это «Ямал», 1992 год постройки, «50 лет Победы», 2007 год (тип «Арктика»); «Таймыр», 1989 год, «Вайгач», 1990 год (тип «Таймыр»); ГУАЛ «Арктика», 2020 год, СУАЛ «Сибирь» и «Урал», 2022 год, СУАЛ «Якутия», 2024 год (универсальные атомные ледоколы проекта 22220).
Длина самого большого ледокола – 173,3 метра, ширина – 34 метра, водоизмещение – 33 540 тонн, мощность – 80 461 лошадиных сил (на валах), скорость хода на чистой воде – 22 узлов.









