Оценки или знания?

Больной вопрос

В третьей школе Костомукши складывается непростая ситуация из-за новой системы оценки знаний. Первый триместр подошёл к концу, в электронных журналах появились отметки. И они не всем пришлись по душе, потому что с первого сентября в школе изменили шкалу их выставления.

С чем это связано и на что новая шкала оценивания может повлиять? «64 параллель» узнала мнения на этот счёт родителей школьников и педагогического коллектива образовательного учреждения.

Тревоги о будущем

Перед началом учебного года на педагогическом совете школы было принято Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МБОУ КГО «СОШ № 3». Этим документом утвердили следующую шкалу выставления отметок за учебный период:

– ниже 2,6 ставится «2»,

– 2,6 – 3,59 – «3»,

– 3,6 – 4,59 – «4»,

– 4,6 – 5 – «5».

Мы изучили положения о том, как выставляются оценки в других школах города. Там критерии уже другие: отметки за триместр по каждому учебному предмету, курсу, модулю определяются как среднее арифметическое отметок текущего контроля успеваемости. Таким образом, если у ребёнка по предмету две четвёрки и две пятёрки, то в третьей школе ему поставят за триместр 4, а в остальных школах – 5. Эта разница может сыграть негативную роль при поступлении в средние учебные заведения, где проходит конкурс аттестатов. Имея одинаковые знания, из-за разных критериев оценки кто-то может оказаться «за бортом».

Родители учеников третьей школы встревожились. Они подготовили открытое письмо на имя директора школы и начальника отдела образования округа. Основные проблемы, которые видят родители в этой ситуации, – это ухудшение образовательных результатов школы и риски для выпускников.

– Более строгие критерии оценивания могут снизить мотивацию учащихся, ухудшить конкурентные позиции наших детей и негативно отразиться на дальнейших образовательных перспективах. Если текущая система уже сейчас вызывает тревогу, то к 2026 году выпускники школы № 3 могут оказаться в невыгодном положении по сравнению с учениками других школ города, которые используют прежнюю среднеарифметическую систему выставления оценок, – говорится в письме.

Также в письме указано, что изменения в системе оценки не обсуждались с родительским сообществом:

– В школе существует родительский общешкольный комитет, но к обсуждению изменений он не привлекался, Решение было принято единолично педагогическим советом, что не противоречит уставу, но вызывает сомнения в прозрачности процесса и соответствии интересам детей.

Мотивация к высоким результатам

С чем были связаны изменения в шкале выставления отметок за учебный период? С этим вопросом мы обратились к директору третьей школы Татьяне Андруше.

­­– В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» каждое учебное заведение может самостоятельно регламентировать выставление триместровых оценок. Руководствуясь этим, на педагогическом совете в августе учительский коллектив принял решение внести изменения в шкалу оценивания. Первой и главной целью этого было поменять отношение учеников к учёбе, замотивировать их стремиться к более высоким результатам обучения. Во-вторых, нам хочется, чтобы дети были конкурентоспособными на выходе из школы. В будущем проходные баллы при поступлении будут расти, и ученикам уже сейчас надо к этому готовиться, прикладывать больше усилий. Планируется, что при поступлении в вузы будут учитывать и средний балл аттестата. Конечно, наша задача заключается в том, чтобы наши выпускники были конкурентоспособны, и не просто на бумаге, а в действительности, в том числе по результатам экзаменов.

О том, что система оценки изменится, в школе сообщили ещё в сентябре на общих родительских собраниях с первый по 11 класс, классные руководители обсудили изменения на родительских собраниях, информацию размещали и в родительских чатах. Как рассказала Татьяна Николаевна, тогда это не вызвало никакой реакции:

– За это время никто из родителей по этому вопросу ко мне не подходил.  Первый триместр завершился 30 ноября. На протяжении всего этого периода учителя и классные руководители работали индивидуально с обучающимися. За месяц до окончания триместра провели совет профилактики и психолого-педагогический консилиум совместно с родителями. Жалоб с их стороны на несправедливое оценивание детей не поступало. И только в понедельник, первого декабря, нам принесли письмо от родителей, которое также ушло и в СМИ, и в отдел образования администрации.

Как на это обращение будут реагировать в школе?

– Десятого декабря у нас пройдёт педсовет по подведению итогов первого триместра. Классные руководители сейчас мониторят статистику по оценкам, чтобы у нас была наглядная картина, как на триместровые отметки повлияла новая шкала, – говорит директор. – После этого по параллелям пройдут родительские собрания, цель которых – обсудить итоги триместра. Также запланирована серия встреч с родительским и с ученическим советами.

Татьяна Николаевна отметила, что оценки не ставятся автоматически, всегда есть индивидуальный подход.

– При выставлении триместровых и итоговых отметок учитель руководствуется при оценивании за триместр не только текущими отметками. Приоритетными являются оценки за контрольные работы. А годовые оценки у нас ставятся так же, как и раньше – как среднее арифметическое. Учителя уже сейчас отмечают, что дети смотрят свои отметки в электронном дневнике, подходят, берут дополнительные задания, исправляют то, что можно улучшить. Учителя всегда идут навстречу. Раньше можно было дотянуть балл до 2,5 и на этом остановиться, ведь тройка была гарантирована. А кто-то очень старался, но в итоге тоже получал ту же тройку.

Педагогический коллектив расстроила сложившаяся ситуация.

– Мы же радеем за повышение качества знаний, за то, чтобы дети хорошо учились, а не наоборот, – говорит Татьяна Андруша. – Я считаю, что сейчас рано делать выводы. Любое нововведение в образовании встречает сопротивление. Впереди ещё два триместра, нужно время, чтобы увидеть, насколько обоснованно и действенно это решение. Мы всегда открыты к диалогу. Я уверена, что всё будет хорошо!

Оцените статью
64 параллель онлайн