24 ноября на сцене Культурно-спортивного центра «Дружба» прошел спектакль «Пушкин». Как рождался необычный проект и что еще нового можно узнать об Александре Сергеевиче, нам рассказали актеры спектакля.
Автором сценария, режиссером и одним из актеров стал Вениамин Борисович Смехов. Однако сам Вениамин Борисович называет свою работу не совсем спектаклем, а скорее представлением, литературным монтажом, в котором отражаются и хроника, и поэзия, и проза:
«Наш спектакль – попытка уйти от наслоений веков и найти собственный жанр. Мы поговорим о Пушкине – и с Пушкиным. Его стихами и своими словами. Споем, пошутим, а то и прищелкнем каблучком. Почему нет? Дадим высказаться его современникам и врагам, его поклонникам из разных эпох. Ведь у каждого из них был свой Пушкин».
Вместе с Вениамином Смеховым на сцену вышли рок-звезда Светлана Сурганова, актер и музыкант Алексей Кортнев, музыкант Сергей Чекрыжов, актер и музыкант Дмитрий Высоцкий и актриса театра и кино Анна Геллер.
Разговор о Пушкине продолжался полтора часа. Позади артистов разместили три большие экрана, они были частью декораций. Меняя картинку, зрителей погружали в атмосферу Петербурга, дома Александра Сергеевича и дня, когда поэта не стало.
Алексей Кортнев и Вениамин Смехов
После спектакля нам удалось пообщаться с артистами и узнать, как поменялось их представление о великом русском поэте в ходе работы над спектаклем.
Как вас собрал вместе этот спектакль?
Алексей: Нас собрал Вениамин Борисович, просто по телефону. Она сам решал, кому и кем быть.
Дмитрий: Это был какой-то его собственный внутренний кастинг, он так решил. Это большое счастье, когда большие и самодостаточные артисты собираются вместе. Снимаю шляпу перед талантом Вениамина Борисовича. Он умеет влюбить людей в материал и влюбить людей друг в друга.
Светлана: Сначала я сопротивлялась. Ведь мне было предложено петь арии Чайковского, Глинки… где я и где Глинка?! Вы что?! Но тут Вениамин Борисович мне сказал: «Голубушка, доверься мастеру, под моим чутким руководством ты попробуешь сделать то, на что сама вряд ли бы решилась. И это будет для тебя важным опытом». И так и случилось. Огромное спасибо Вениамину Борисовичу. Он невероятный педагог, невероятный учитель. У него такое потрясающее чувство юмора и такое невероятное чувство такта.
Светлана Сурганова
Как долго вы готовили спектакль?
Алексей: Несколько месяцев. Понимаете, эти месяцы не были наполнены интенсивными репетициями, потому что каждый из артистов был занят своим текущим репертуаром. Но на гастролях, конечно, интенсивность возрастает.
Согласны ли вы с тем, что Пушкин – наше все?
Алексей: Я совершенно не согласен. В области литературы – конечно. Пушкин наше не «все», но безусловно огромная часть нашей жизни.
Менялось ли ваше отношение к Пушкину во время подготовки к спектаклю?
Алексей: Скорее менялось отношение к его произведениям, но не к нему лично.
Светлана: Я изучила материалы пушкиноведов Ариадны Владимировны Тырковой-Вильямс и Юрия Лотмана. Благодаря их работам в моем сознании Александр Сергеевич засверкал разными гранями, которые меня восхитили и продолжают восхищать. Это абсолютно бездонное явление в литературе, и нам его еще постигать и постигать, открывать и открывать. Это огромное счастье, что мы родились в стране, где родился и процветал Александр Сергеевич.
Дмитрий: Он изменил язык, который был до него. Мы сейчас говорим языком Пушкина. И если раньше поэзия была развлечением, то благодаря Пушкину литература стала делом.
Сергей Чекрыжов, Светлана Сурганова, Вениамин Смехов, Дмитрий Высоцкий, Анна Геллер и Алексей Кортнев
Как вы считаете, не рано ли изучать произведение «Евгений Онегин» в школьном среднем звене?
Дмитрий: Расскажу вам случай из своей жизни. Более двадцати лет назад на «таганке» Юрий Любимов поставил Евгения Онегина. Премьера отгремела, было много людей. А уже после этого билеты на спектакль стали выкупать учителя и директора школ. Выкупали для того, чтобы таким образом детей образовать. Дети приезжали очень разные, например, из подмосковных школ. Которые: «шо там, Пушкин?» Ну, понимаете, 90-е и «нулевые». А потом в районе «таганки» найти Пушкина в книжных магазинах было невозможно. Потому что вот эти подростки начали их выкупать. И я лично слышал, как дети обсуждали: «а что, это внатуре Пушкин написал? Не может быть. Это внатуре юмор такой там? Надо почитать». Вот в чем дело. Мы сами не до конца понимаем, на каком золоте мы спим.
Алексей: Да, все зависит от интерпретатора. Знаете, можно и стихи Агнии Барто передать с эротическим подтекстом, или как экстремистскую литературу. Тут важен настрой интерпретатора. А Евгения Онегина, как некую азбуку жизни, можно начать преподавать с первого класса и не заканчивать.
Как вам Карелия и Костомукша?
Алексей: Костомукшу мы не очень успели рассмотреть, хотелось бы познакомиться поближе, но зато мы увидели Карелию. Побывали в бане, на форелевом хозяйстве. Очень понравился памятник Косыгину и Кекконену. У них очень доверительная поза, они как живые.
Дмитрий: Я человек южный, и север — это вроде не мое, но я так влюбился в эту красоту. Это потрясающе. Кстати, Алексей вообще провел здесь почти все детство.
Алексей: Да. Я хоть и москвич, но родители у меня заядлые байдарочники. Мы всегда доезжали до станции Лоухи и там путешествовали по всем озерам. В общем, это была обязательная программа каждого моего августа в течение лет десяти. С 6 лет и до 16 я проводил здесь около месяца. Одна двенадцатая жизни, между прочим. Эти скалы и деревья, отражающиеся в озерах… невероятно.
Спектакль «Пушкин» состоялся при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. И несмотря на то, что по правилам безопасности зал Культурно-спортивного центра «Дружба» мог быть заполнен только на 25%, это не помешало публике утопить артистов в аплодисментах.