В администрации округа несколько пересмотрели подход к муниципальному контракту на обслуживание и содержание городских дорог. Напомним, контракт будет заключаться осенью, на два года. На недавнем его обсуждении депутаты и предприниматели подвергли документ критике, посчитав его, по сути, едва ли не копией предыдущего контракта, и предложили свои варианты. Как рассказала в эфире «Местного радио.Костомукша» глава округа Анна Бендикова, не все прозвучавшие предложения можно реализовать, но некоторые из них оказались интересными и полезными, и к ним в итоге прислушались.
Как ни ратовали профессионалы-дорожники за изменение самого принципа оплаты работы подрядчика, сделать этого не получится. Речь шла о том, чтобы расчетным путем вывести некую среднюю стоимость содержания квадратного метра дорог (в зависимости от категории и сезона), и перечислять подрядчику некую «абонплату», ежемесячно. При такой схеме в какие-то месяцы подрядчик, возможно, выиграет по деньгам, но в наиболее сложные по условиям периоды сработает если не в убыток, то как минимум в «ноль». Тем не менее, исполнитель контракта будет знать, что деньги у него есть, ему не придется дожидаться подписания актов и перечисления средств по факту выполненных работ. А это, в свою очередь, позволит и технику прикупить, и саму работу организовать более качественно.
– Мы очень внимательно изучили вопрос, – рассказала Анна Бендикова. – И я могу абсолютно точно сказать: такой вариант в случае, когда речь о бюджетных деньгах, невозможен в принципе. Само понятие квадратного метра обслуживаемых дорог и территорий существует, но только как расчетная единица, норматив при определении стоимости работ, которая потом закладывается в контракт. Но оплата – только по факту, только после подписания акта выполненных работ. Да, когда и заказчик, и подрядчик – частные компании, они вправе выбирать тот способ взаимодействия, какой им кажется более удобным. В случае с бюджетом, повторюсь, это невозможно.
А вот идея разбить контракт на несколько лотов нашла понимание и поддержку в администрации. Буквально на следующий день после совещания, о котором мы рассказывали раньше, глава округа встретилась с потенциальными подрядчиками. На этой встрече говорили и разделении контракта на лоты, и о том, как организовать работу по содержанию дорог без срывов. Особенно зимнему содержанию.
– Решено, что лотов будет несколько. В один, самый большой, войдут все магистральные дороги и их инфраструктура – тротуары вдоль них, остановочные комплексы, и так далее, — рассказала Анна Бендикова. – Скорее всего, отдельными лотами мы предложим уборку территорий муниципальных образовательных учреждений, внутриквартальных и межквартальных дорог. Возможно, в отдельный лот войдет содержание дорог в районах ИЖС, а также Заречный – здесь другие дороги, нужна особая, более маневренная техника. Пока это деление условное, мы ведем расчеты. Что меня очень порадовало – подрядчики, в случае победы на конкурсе, выказали готовность приобрести дополнительную технику. Это очень важно: ведь в основном проблема содержания дорог, особенно в зимний период, возникала именно из-за нехватки дорожной техники.
Разные лоты и разные подрядчики – это, безусловно, правильное решение. Возникает пусть не очевидная, но конкуренция, на дорогах города при необходимости сможет одновременно появиться больше техники. Еще один момент, на котором заострила внимание глава округа – четко и конкретно прописанные в муниципальном контракте штрафные санкции, как по качеству работ, так и по срокам. «Это принципиальная позиция, – заявила Анна Бендикова. – Штрафные санкции должны работать, иначе нам очень сложно будет влиять на подрядчиков».
Итак, контракт, или в данном случае уже контракты, должны быть заключены осенью. Скорее всего, по небольшим лотам конкурс состоится в сентябре, а по самому главному контракту, который требует более тщательной проработки и расчетов – чуть позже. Но в любом случае не позднее октября: в зиму необходимо войти, уже понимая, кто будет обслуживать костомукшские дороги.
Фото Игоря Георгиевского и из архива редакции