Четвероклассники гимназии столпились около входа в школьный музей воинской славы. «А какой он? А ордена даст посмотреть? Мы его поздравим?» – засыпали вопросами своего учителя школьники. Волнение ребят вполне объяснимо, ведь за дверями их уже ждал ветеран Великой Отечественной войны, добрый друг и старый солдат, любимый всеми нами Павел Павлович Плотников. В минувшую пятницу он пришел в гимназию, чтобы рассказать четвероклассникам о войне.
– Вы знаете, к какому празднику мы приближаемся? – задал вопрос ветеран. Ребята, нисколько не замешкавшись, уверено ответили, что ожидают День Победы.
– А знаете ли вы, кто воевал?
– Солдаты, – закричали мальчишки.
– И не только солдаты, но еще такие же как вы, самые настоящие дети. Сегодня я расскажу вам о них.
Пал Палыч начал свой рассказ о девочке, Тане Савичевой, чей дневник стал одним из символов Великой Отечественной войны. А затем перенесся в собственные воспоминания.
– Шли мы, значит, с освободительным движением по Латвии в 1944-м. В октябре освободили Ригу и продвигались дальше на запад. Дело было вечером, 18 октября, мы остановились на латышском хуторе. Не успели расположиться, как к нам прибежал мальчишка, совсем маленький такой. Что улыбается, мы понять не можем? А он как заговорит по-русски.
– Как тебя зовут то?
– Мишка, – отвечает мальчонка.
– А откуда ты?
– С Духовщины, из-под Смоленска.
– Как же ты сюда попал?
– Немцы пригнали, да продали латышскому офицеру, чтоб я помогал его жене по хозяйству. А я вижу, что этот латыш с немцами водится, я им нарочно все хозяйство порчу! Со мной даже этот офицер приезжал разбираться, да поймать меня не смог.
Помню, я тогда подумал, вот она – вольная русская душа, которая живет даже в ребенке.
В общем, заночевали мы на этом хуторе, утром стали собираться, запрягли телегу, только выехали со двора, как из телеги Мишка вылез, и улыбается:
– Я так рад, что русские пришли!
Так мы его и забрали с собой. Мишка ехал весь день и смеялся, а у нас за него сердце радовалось. Передали мы Мишку одной русской семье, простились с ним, как с братом, и поехали дальше. Обернулся я, гляжу на дорогу, а Мишка все стоит и машет нам.
И сколько же таких детей по всей стране было? Как сложилась их судьба? Эх…
Пал Палыч немного задумался, двадцать пар любопытных глаз смотрели на него, не отрываясь, и ждали, когда же он продолжит.
– А теперь я вам вот что расскажу. Дело было в сорок третьем, под Псковом. И в нашей 119 гвардейской дивизии оказался мальчик лет тринадцати – Лёвка. Это был наш «сын полка». Когда он попал к нам, был такой уж тощий, такой худой, что взглянуть страшно, поэтому решили мы его пристроить к полевой кухне, чтоб картошку чистил, да хоть это и полевая кухня, но похлебка какая-никая всегда есть. Думаем, пусть отъедается.
И вот нашим разведчикам выпало задание, взять «языка». Со стороны леса у немцев прочные укрепления, поэтому лучший путь – через озеро. На улице декабрь, лед застыл, но толщиной в два пальца, да трещит под ногами и прогибается. Стали разведчики думать, как же быть. А вдруг где-нибудь лед не выдержит? И тут подбегает Лёвка:
– А возьмите меня. Ну, пожалуйста. Вперед меня пустите и все.
– А если ты провалишься?
– Так веревку к ноге привяжите, если что вытащите меня потом. Зато наверняка узнаем, какой лёд. Только, дяденьки, возьмите, ради Христа!
Решили, что так и сделают. Выдвигались ночью. Идет по озеру сначала Лёвка, а за ним группа захвата – 5 человек. Вдруг лёд стал трещать, Лёвка приказал всем ложиться, сам лёг и пополз дальше. В итоге, доползли солдаты во главе с Лёвкой к немецким траншеям, забросали их гранатами и взяли «языка».
Когда командиру дивизии рассказали, что идею подал Лёвка, то командир присвоил ему звание сержанта.
А через две недели Лёвка напросился опять в группу захвата. И когда наши подползли к немецкой траншее, Левка первый прыгнул в нее, да так – прям на голову немцу, который стоял у пулемета. «Язык» ничего не понял, замешкался, тут подскочили наши, и взяли его в плен. После этого Лёвке дали Орден Красной Звезды.
– А какая была дальше судьба Лёвки? – спросили ребята.
– Нашего орденоносца мы отправили в военное училище. Хоть он был совсем ребёнком в те военные годы, спустя двадцать лет, когда мы встретились, я сразу его узнал.
Вот такие были героические дети!
В конце урока Пал Палыч подарил ребятам свою книгу «Родимая сторонка». И только собрался попрощаться, но не тут-то было. Каждый из ребят спешил поздравить старого солдата с прошедшим днем рождения и наступающим праздником Великой Победы. Четвероклассники несли ему цветы, рисунки, конфеты, сердечно обнимали его и совсем не хотели отпускать своего нового доброго друга.
Только один мальчик, загрустив, стоял в стороне.
– Ты чего? – спросила я.
– Я так же хочу, чтоб как Лёвка.