В 57 домах Костомукши в течение трех лет – с 2020-го по 2022 год – придется остановить лифты. Они максимально выработали свой ресурс, прослужив по 30-35 и больше лет вместо положенных 25. По новым правилам бесконечно продлевать сроки эксплуатации подъемников нельзя. У тех, кто живет в многоэтажках, выбора особого нет: либо скидываться на новый лифт, либо ходить по лестницам пешком…
На депутатской комиссии по вопросам ЖКХ первый замглавы администрации Сергей Новгородов рассказывал о том, какие шаги предпринимают местные власти и управляющие компании для решения больного «лифтового» вопроса. По большому счету, полномочий у администрации и «управляшек» тут практически никаких: они могут лишь помониторить цены на оборудование и провести разъяснительную работу с собственниками. Что, собственно, и делается.
Недавно сам Новгородов и представители управляющих компаний Костомукши побывали в Санкт-Петербурге, на заводе OTIS. До этого много общались с другими изготовителями. По мнению Сергея Николаевича, OTIS — самый приемлемый вариант. На заводе могут изготовить подъемники под размеры лифтовых шахт в костомукшских домах (они разные), кроме того, готовы заморозить цены на три года в случае, если будет достигнута договоренность, и предлагают лучшие условия по способам оплаты и срокам монтажа. Цена вопроса – около 3 миллионов рублей за лифт, в стоимость включено все – от изготовления до монтажа и запуска в эксплуатацию. Впрочем, как отметили в администрации, если найдутся более выгодные и дешевые варианты – отлично, на OTIS свет клином не сошелся.
Откуда деньги? Источник лишь один – карман собственников. Точнее, средства, накопленные домами на спецсчете по капремонту, плюс собственные деньги.
На спецсчетах у разных домов — совершенно разные суммы. Зависит это не только от того, что кто-то что-то уже потратил. Не секрет, что в городе есть более «богатые» дома – те, что расположены в центре и успешно сдают в аренду свои нежилые помещения. Им, конечно, чуть проще: к примеру, уже в этом году будет заменен лифт на Героев,2. У остальных нуждающихся домов суммы на спецсчетах (по состоянию на 1 октября прошлого года) варьируются от 150 до 900 тысяч, причем в подавляющем большинстве речь идет про 200-300 тысяч рублей. На эти деньги лифт не купишь. Тем более – два лифта: не все многоэтажки у нас одноподъездные. На Интер,1, к примеру – четыре подъезда с лифтами.
Можно, конечно, попробовать уйти «под крылышко» Фонда капремонта, перевести накопленные деньги туда и надеяться, что Фонд большой, найдет средства на замену подъемников. Но этот вариант тоже палка о двух концах, поскольку выйти из Фонда можно будет лишь после того, как дом полностью рассчитается за истраченные на лифт деньги. Да и не факт, что Фонд потянет такие огромные траты на одну Костомукшу. Точнее, в этом можно быть уверенным.
Остается кредитование. Сергей Новгородов рассказал, что эта тема тоже прорабатывается, проведена серия переговоров с банками, и есть те, кто заинтересовался. Но пока не очень понятен механизм получения кредита. Кто будет заемщиком? Управляющая компания вроде как не может, да и зачем ей это надо, тем более что под любой кредит требуется залог? Заключать договор с каждым собственником – тоже тот еще вариант. Банкиры пока взяли паузу на «подумать».
Но думай – не думай, платить за новые лифты все равно придется самим собственникам. Хоть через банк, хоть через Фонд капремонта. И единственное, что жильцы домов с лифтами могут сделать сейчас – это прикинуть, стоит ли в ближайшее время расходовать деньги со спецсчета на какие-то работы, или лучше их максимально подкопить. Ну и, кроме того, можно принять решение об увеличении взноса по строке «капремонт», чтобы спецсчет пополнялся активнее.
Фото из архива редакции