На международном пункте пропуска «Вартиус» уже в этом году начнется реконструкция, которая позволит увеличить его пропускную способность в полтора раза. У российской стороны тоже есть желание сделать МАПП «Люття» более удобным для грузоотправителей и перевозчиков, но пока оно не подтверждено конкретными решениями. А вот на увеличение времени работы пунктов пропуска пока точно можно не рассчитывать. Эти и другие вопросы обсудили в среду на встрече в бизнес-центре представители пограничной службы, российской и финской таможни, администрации округа и предприниматели – участники внешнеэкономической деятельности.
Пишите письма
Вел встречу первый замглавы округа Сергей Новгородов. Он напомнил о том, что на предыдущей встрече ее участники высказали пожелание о продлении времени работы пунктов пропуска «Люття» и Вартиус». Это важно в первую очередь для грузоотправителей и перевозчиков: по утрам на границе скапливается немало машин, пограничные и таможенные процедуры занимают немало времени, таким образом увеличивается простой транспорта.
Представители российской погранслужбы рассказали, что поднимали этот вопрос на встрече с финским пограничным комиссаром, говори ли об увеличении работы на два часа – час утром и час вечером. Ответ был получен отрицательный. Более того, финская сторона не исключает, что время работы пункта пропуска может быть даже сокращено. Впрочем, это не официальная позиция – только разговоры.
Сошлись на том, что действовать, писать письма и обращения должны все: и участники внешнеэкономической деятельности, и администрация. Возможно, придется подключить к этому республиканские власти. Капля камень точит. И если не удастся продлить время работы МАПП, то хотя бы не допустить его сокращения.
«Вартиус» будет реконструирован
Важная часть – развитие инфраструктуры МАПП. Ведь пропускная способность зависит не только от продолжительности их работы.
Представители таможенного управления рассказали, что разработан ряд предложений по МАПП «Люття». Предложено добавить еще одну полосу для грузовиков, кабину паспортного контроля и перенести зону весогабаритного контроля. По мнению специалистов, реализация проекта позволит увеличить пропускную способность на нашей стороне в полтора раза. Предложения уже направлены в Северо-Западное таможенное управление, а также в Минтранс и Правительство России.
– Какое будет принято решение, – трудно сказать, но все согласны, что реконструировать пункт пропуска необходимо, — заявили представители таможни. – Надеемся, что это всего лишь вопрос времени.
Финская сторона тем временем уже запланировала реконструкцию своего пункта пропуска, причем не только грузовой терминал. Об этом рассказал уже знакомый костомукшанам представитель финской таможни Атле Матилайнен. Уже в этом году начнутся работы в основном здании МАПП, поэтому чуть ближе к границе появится временное сооружение для прохождения паспортного контроля. А в следующем году построят дополнительную полосу на выезд из Финляндии, разделив тем самым груженые и порожние автомобили, расширят зону таможенного осмотра, добавят еще одну точку паспортного контроля.
– Те, кто будут пересекать границу, могут не беспокоиться, – заверил Атле Матилайнен. – Проведение работ не увеличит время прохождения пограничных и таможенных процедур и не должно вызвать неудобств.
Проверь тормоза!
Пожалуй, наибольшее оживление вызвала тема технического состояния российского грузового транспорта, который везет грузы в Финляндию, и всех связанных с этим проблем: как для таможенных служб обеих стран, так и для водителей и грузоотправителей.
Технический контроль на финской границе усиливается, проверки учащаются. И нередко выясняется, что выпустить машины на дороги Суоми нельзя. Наиболее частые проблемы – тормоза, подвеска, конструктивные погрешности прицепов, а также крепление грузов. В некоторых случаях водителям удается отремонтировать машину или правильно перезакрепить груз тут же, на стоянке МАПП «Вартиус». Финны идут навстречу, разрешают это делать, когда речь идет о небольших неисправностях. Но все же часть машин приходится «заворачивать».
И тут начинается головная боль для российской таможни. По правилам, если груз покинул таможенную территорию, при возврате транспортного средства товар считается ввозимым из-за границы. И оформление такого груза занимает едва ли не больше времени, чем обычного. Соответственно, все остальные машины вынуждены ждать, терять гораздо больше времени. Плюс постоянно перегружена стоянка на нашем МАПП, где водители, так же, как и на финской стороне, пытаются ремонтировать свои авто.
Таможенники обеих стран единодушно призвали всех грузоотправителей «поработать» со своими перевозчиками, дабы те более ответственно относились к техническому состоянию транспорта.
На финал встречи Сергей Новгородов заготовил хорошую новость о том, что уже в июне начнется капитальный ремонт дороги «Кочкома» — госграница, и первые участки для ремонта будут находиться между Костомукшей и Тикшей. Глядишь, через несколько лет дорога, наконец, перестанет отпугивать водителей и собственников авто, трафик в сторону границы возрастет, и тогда уже мечты о круглосуточном пункте пропуска перестанут казаться неосуществимыми.
Фото встречи предоставлены Карельской таможней