На заседании комиссии Совета по вопросам ЖКХ депутаты, памятуя про многочисленные жалобы костомукшан, попросили представителей администрации рассказать про содержание вокнаволокской дороги и про то, почему после завершения проекта по ее обеспыливанию пыли как будто стало еще больше. И едва ли не главным откровением для многих стало сообщение о том, что международный проект, который в умах костомукшан прочно засел под названием «Обеспыливание вокнаволокской дороги», на самом деле назывался «Улучшение гравийной дороги Костомукша – Калевала». Дорога стала лучше? Вроде да, стала. Поэтому, полагают в администрации, наши претензии к тому, что летом, да и вообще в сухие дни пыль здесь стоит столбом, может в чем-то и обоснованы, но к самому проекту и к тому, как он реализован, никакого отношения не имеют.
В двух словах напомним. Проект был реализован в 2011-2013 годах. Общая его стоимость – 1 200 000 евро, из них 90 процентов – средства Евросоюза. Остальное «докинули» другие участники. Костомукша с Калевалой – по 5 тысяч евро, Минстрой республики – 60 тысяч, компания «Сведвуд Карелия» – 50 тысяч.
При реализации проекта возникла необходимость его корректировки. На участке вдоль трассы трубопроводов обратного водоснабжения (том самом, где часто дорогу подтапливает) понадобилось значительно увеличить толщину отсыпки щебнем – вместо 10-15 сантиметров отсыпать пришлось от 80 до 90 сантиметров. Протяженность участка меж тем немалая – почти четыре километра. Из-за этого, кстати, щебня не хватило для участка дороги в Калевальском районе, и калевальцы на нас тогда обиделись.
Кроме отсыпки щебнем, кое-где, в самых сложных местах, укладывался импортный геотекстиль. На участок Костомукша-Вокнаволок ушло 47 рулонов, чего хватило на семь с половиной километра дороги, остальные 37 рулонов уложены уже в Калевальском районе.
Геотекстиль уложили, щебень отсыпали и утрамбовали. Дорога стала лучше. Проект завершился. Дальше, по словам главного специалиста администрации Галины Потаповой, уже вопрос к обслуживанию этой дороги. Обеспыливание – как раз часть работ по обслуживанию.
Теперь уже трудно сказать, с чьей легкой руки в нашем сознании название проекта изменилось и мы стали жить надеждой на то, что по окончании его реализации мы раз и навсегда избавимся от пыли на этой грунтовке. Все не совсем так. Точнее, совсем не так.
Для обеспыливания грунтовых дорог используется хлорид кальция, весьма вредный с экологической точки зрения химикат. То ли другой технологии пока не придумали, то ли она слишком для нас дорога. Те же финны, к примеру, используют связующие свойства хлористого кальция при строительстве дорог, но при обслуживании стараются обходиться без него. Тем не менее, 140 тонн химиката было закуплено на средства проекта и передано дорожникам. 90 тонн – Костомукшскому ДРСУ, 50 – Калевальскому.
Как рассказала и.о. директора Костомукшского ДРСУ Виктория Агапитова, обеспыливание хлористым кальцием должно проводиться не чаще одного раза в два года. В 2013 году его сделали в рамках проекта. На вторичное обеспыливание в 2015 году осталось еще часть химиката от проекта, плюс закупили дополнительно. Но денег все равно не хватило и работу провели не до конца. Предполагалось сделать обеспыливание в 2017 году, но про финансовую ситуацию в ДРСУ мы уже не раз писали: даже ямы не могли заделать, куда уж там про обеспыливание думать…
Сейчас формируется задание на 2018 год. Виктория Агапитова надеется, что в него войдет и обеспыливание вокнаволокской дороги. Понятно, что это опять вопрос финансов. Дорога эта республиканская: сколько Управтодор выделит средств на содержание, столько и будет сделано. Что же касается текущего содержания, то и.о.директора пообещала, что оно будет выполняться. По плану грейдерование должно проводиться 3 раза в месяц, и этот график стараются выдерживать. Когда обходятся собственными силами, иногда прибегают к помощи других организаций. В частности, нередко выручает «Карелиан вуд кампани».
Честно говоря, не знаешь, что и лучше. Обеспыливание химией – вред природе да и нам самим в конечно итоге. С другой стороны, держать дистанцию от впереди идущей машины в 300-500 метров, чтобы пыль от нее немного улеглась, не всегда получается, да и раздражает все это безмерно. Понятно, что выход есть – асфальт. Но это уже из области фантастики. Или, как говорится, не в этой жизни…