День российской печати отмечается 13 января. Эта дата связана с историческим событием – началом издания первой российской печатной газеты «Ведомости». В преддверии праздника «64 параллель» встретилась с настоящим печатником Натальей Гнездиловой, которая почти сорок лет работает в типографии и все эти годы не изменяет любимому делу.
Из фотографов – в печатники
– Наталья Фёдоровна, как вы решили стать печатником?
– Я окончила десять классов в Вытегре Вологодской области, стала решать, куда ехать учиться дальше. Раньше оттуда за три часа можно было добраться до Петрозаводска на комете, и мы с подружкой поехали в столицу Карелии. Хотели получить рабочую профессию, и пошли учиться на фотографов в 17-е училище. Сперва нас отправили в совхоз на картошку, а после этого группу фотографов расформировали, так как часть ребят почти сразу отчислили из-за поведения. При училище была маленькая типография, и нам предложили на выбор: учиться на печатника или на наборщика. На наборщика нужно было ковыряться в маленьких буквах-литерах, вверх ногами и задом наперёд – именно так наборщики видят будущий текст. Поняла, что не моё, хотя уговаривали: на пенсию зато раньше пойдёшь. Но думается ли о пенсии в 17 лет? Глянула я на печатные машины, подумала, что это повеселей. Так и попала в печатники.
Учились мы не очень долго – месяца четыре в училище, а потом сразу началась практика в типографии имени Анохина. Там я и осталась работать. Было интересно, я полностью погрузилась в профессию, были хорошие наставники, которые всё объясняли и показывали. Я печатала разную продукцию, в том числе цветную. Чтобы получилась разноцветная картинка, нужно наложить четыре краски по очереди и совместить их идеально, иначе картинка будет рябить.
В этой типографии я проработала около трёх лет. Печатали бланки, открытки, газеты небольших тиражей – «Онежец», «Водник Карелии»… Почти у каждого предприятия была своя газета.
Встреча с северным городом
– Как вы оказались в Костомукше?
– Это было в 1987 году. Моя подруга переехала в Костомукшу, она позвала в гости, сделала вызов – тогда так просто сюда было не приехать. Здесь как раз в типографии требовался печатник. Молодой город впечатлил, а ещё была перспектива получить через пять лет квартиру. Я решилась на переезд. Когда в анохинской типографии сказала, что увольняюсь и переезжаю, меня не хотели отпускать, попросили отработать месяц и ещё раз хорошенько подумать. Но я уже приняла решение. За почти 37 лет ни разу о нём не пожалела, хотя квартиру в итоге так и не получила – времена изменились.
– Что выпускала местная типография?
В Костомукше мы печатали бланки, газеты – «Горняк Карелии», «Горняк», «Новости Костомукши». Печатали в три краски коммерческие газеты. У нас уходило три больших рулона бумаги за две недели, её привозили с Кондопожского целлюлозно-бумажного комбината. Работа в типографии кипела постоянно, машины шумели день и ночь. Наладчиков не было, и если машина сломается, сидела и думала, что с ней делать. Можно вызвать мастера из Петрозаводска, но и ему требуется объяснить, что с машиной не так. Училась ставить «диагноз», могу наполовину разобрать и собрать.
У нас такая работа, что газету ты обязан выпустить вовремя, что бы у тебя ни случилось с оборудованием. Бывало, и ночами работали, чтобы успеть ко времени. А ещё и газеты не всегда давали в печать вовремя, уходило время на их согласование. Поэтому когда смотрю кино, и кто-то упоминает типографию, у меня сразу ухо востро: что там с типографией, почему сроки печати горят?
Новости из первых рук
– Чем вас привлекает работа печатником?
– Мы постоянно делаем разную продукцию, каждый день что-то новое. Когда печатаешь газеты, все новости узнаёшь первой. Напечатать тысяч десять экземпляров – это длительный период, часа два–два с половиной. Если машина хорошо идёт и не требует вмешательства, то сидишь, читаешь. Это сейчас информация в интернете появляется быстрее, чем в газете. А раньше было не так.
Иногда заметки меняли уже после печати газеты. Пару раз такое случалось. Или уже дали в работу, а потом звонят из редакции: у нас замена, остановите печать! Что делать, останавливали, меняли. Мы понимали, что газету надо выпускать в любом случае, и старались не нервничать.
– Какой заказ для вас был самым сложным?
– Ответственный заказ – это газеты, потому что их надо отдать вовремя. Сложны индивидуальные заказы, которые нельзя переделать. К примеру, приносят измятый рисунок, который нужно реанимировать. И стараешься, разглаживаешь его, чтобы он не повредился и не загнулся при ламинации – другого же такого нет. Перекрестишь машину и пускаешь в ход.
Книги тоже достаточно сложно делать. Книгу увидит не один человек, и это тоже большая ответственность – чтобы не было ошибок и листы не перепутались.
Об особенностях работы в типографии
– Со скольки вы работаете?
– Я приезжаю к семи утра. Такой график сложился из-за газет. Вечером нам не успевали отдать газеты в печать, даже домой сколько раз привозили плёнки, с которых печатается газета. Поэтому начинали работу рано. Теперь газеты мы уже не печатаем, недавно разобрали офсетную машину, но привычка выходить на работу рано осталась.
– Часто ли у вас меняется оборудование?
– В полиграфии происходит постепенный переход на цифровые технологии, что приводит к замене оборудования. Новые машины осваиваем в процессе – где-то сами, на практике, где-то через интернет информацию находим. В нашей типографии вместо очень габаритных и многотонных машин офсетной и высокой печати сейчас используется ризограф – скоростной множительный аппарат, на котором печатаем тиражи от пятидесяти до десяти тысяч экземпляров. Печатная продукция всегда актуальна. В городе есть предприятия, и всем нужны журналы, удостоверения, бланки, билеты. А ещё таблички, знаки, информационные стенды, календари и многое другое.
– Когда в Костомукше появилась типография?
– Насколько я помню, в Контокках она заработала в 1985 году. Типография относилась к цеху подготовки производства комбината, для нас закупили новое хорошее оборудование. Помещения светлые и высокие, потому что раньше здесь располагалась пекарня. Это потом к зданию сделали пристройку, когда решили расположить в нём типографию. До сих пор бывает, вызовешь такси к типографии, а водитель говорит: «А я тут когда-то хлеб покупал».
В начале девяностых нас перевели в ООО «РИЦ «Вяйнола», сейчас типография находится в ведении «Костомукша-Медиа».
Был период в перестройку, когда у нас не было бумаги, заказов. Но удалось выйти из него. Появились офсетные машины, расширился список продукции. Удобно, что мы расположены в Костомукше, это даёт преимущество по времени, заказчики могут получить нужную им продукцию в кратчайшие сроки.
– А в Калевальской типографии, которая сейчас стала музеем, вы бывали?
– Не только бывала, но даже проработала там две недели. В Калевале не хватало сотрудников, и меня отправили в помощь. Летала туда на самолёте.
Любовь к тому, что делаешь
– Всё это время вы работаете в одном коллективе. Как удаётся поддерживать хорошие отношения с коллегами?
– У нас дружный и хороший коллектив, с которым мы идём по жизни. Так получилось, что практически у всех есть полиграфическое образование. Кто-то на Урале работал в типографии, кто-то в Твери. И когда люди приезжали в Костомукшу, получалось находить для всех место. Раньше нас здесь работало 16 человек, постепенно коллектив уменьшался.
Мои дети, когда я отработала лет двадцать пять, спрашивали: мама, как можно в одном коллективе работать столько лет и жить дружно? Не могу объяснить, так получается само по себе. Время прошло очень быстро. Вспоминаю и анохинскую типографию – давно это было, почти сорок лет назад, а в то же время недавно.
Профессия печатника достаточно своеобразна, в типографии есть грязь и пыль от красок, нужно носить тяжести. Но в то же время я люблю свою работу и счастлива, что отработала на этом месте столько лет с любовью к тому, что делаю. Сложно найти работу по душе, и я рада, что мне это удалось.
Кстати
Высокая печать – это разновидность рельефной печати, при которой печатные элементы расположены выше пробелов. Высокая печать позволяет с помощью ручного типографского станка изготавливать множество копий путём прямого прижимания рельефной поверхности с нанесенной на неё краской к листам или рулонам бумаги.