Татьяна Кутелева – учитель начальных классов школы № 1. В этом году у неё был первый выпуск, а уже осенью Татьяна Викторовна вновь стала «мамой» для первоклашек. В преддверии Дня учителя, который отмечается сегодня, 5 октября, «64 параллель» поговорила с педагогом. Школа встретила гулом множества голосов, а в крыле начального звена было тихо – уроки закончились. Но на этом не заканчивается рабочий день учителя – предстоит проверка тетрадей и подготовка к новым занятиям.
– Татьяна Викторовна, расскажите, почему вы решили стать учителем?
– Говорят, что путь к профессии начинается с детства.Так случилось и со мной. Я со школьной скамьи восхищалась этой профессией, глядя на своего первого учителя. Мне казалось, что учитель, который стоит у доски, – самый умный, самый нужный и самый главный человек на свете. Мне тоже хотелось встать у доски и рассказывать всему классу что-то интересное, захватывающее. В средней школе я всегда ждала День дублёра – мне нравилось заменять учителей, организовывать мероприятия, участвовать в школьных делах. Поэтому, когда пришла пора выбирать, кем быть, вопросов не возникало: я точно знала, что буду учителем. С выбором я не ошиблась. Это действительно замечательная профессия.
– Когда вы пришли на работу в школу?
– В 2005 году я приехала в Костомукшу. На тот момент в школах вакансий не было. Я устроилась на работу в детский сад «Гномик» воспитателем. А с сентября 2019 года я работаю в школе № 1 имени Яакко Ругоева учителем начальных классов.
– Ваши ученики с первого класса изучают иностранные языки, а при желании ещё и карельский. Это была ваша инициатива?
– Нет, это была не моя инициатива. Когда я пришла на работу, узнала, что буду учителем и классным руководителем именно этого класса.
– Знаете ли вы карельский язык?
– Нет, карельским языком я не владею, но считаю нужным воспитывать в детях интерес и уважение к языку, культуре и традициям нашего края. Поэтому, как классный руководитель, веду активную работу в этом направлении. Мы посещаем все городские мероприятия, ходим в музей, заповедник, тесно сотрудничаем с карельским обществом Viena. Кстати, я тоже являюсь его участницей. Каждую весну на базе нашей школы работает языковая площадка «Мой родной язык», где дети погружаются в карельскую культуру, фольклор и языковую среду.
– Сложно ли переключаться от работы к домашним делам?
– Сложно. Работа не заканчивается дома, мысли о школе не отпускают: думаю, что бы интересное предложить ученикам. Бывает, готовясь к какому-либо мероприятию, я сначала «репетирую» на своих детях, зачастую беру их на общеклассные мероприятия. Пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо своей семье за поддержку и понимание.
– С какими трудностями сталкиваетесь в работе?
– Самое сложное – это сплочение коллектива класса при его образовании. Класс – это большая семья, в которой собраны люди с разными характерами, темпераментами, взглядами на жизнь. Когда приходит порядка 30 детей и в два раза больше родителей, не всегда бывает просто. Поэтому с первых дней пребывания ребят в школе я веду работу по формированию коллектива: совместные мероприятия, беседы, собрания, консультации. Я всегда открыта к общению, и если что-то непонятно или возникает какая-то проблема, родители всегда могут обратиться ко мне, написать или позвонить.
– Видите ли вы разницу между вашими классами?
– Все дети индивидуальны, все хороши по-своему. Параллелей между классами я не провожу.
– Должны ли дети уметь читать, поступая в первый класс?
–Такого требования нет. Дети приходят с разным уровнем подготовки, читать умеют не все. В этом нет ничего страшного. Начинаем мы с изучения букв, и уже к завершению первого полугодия все читают. Те ребята, которые на момент поступления уже умели читать, ни в коем случае не «скучают» на уроках. К каждому ребенку применяю индивидуальный подход.
– Исходя из вашего опыта, в каком возрасте посоветуете отдавать детей в первый класс?
– Всё индивидуально. Я считаю, что торопиться не надо. Ребенок должен не только владеть определённым объемом знаний, но и быть готовым психологически.
Татьяна Викторовна поздравила коллег с Днём учителя.
Уважаемые коллеги, с праздником! Счастья, здоровья, оптимизма, творческого вдохновения. Пусть вам всегда и во всём сопутствует удача, ученики радуют своими достижениями, а в ваших семьях царят мир и благополучие.