В День родного языка, 21 февраля, в «Карельской горнице» состоялась встреча языковых активистов Костомукши и Калевалы, представителей администрации округа, депутатов и учителей. Собравшиеся обсудили хрупкое положение карельского языка в Костомукшском городском округе и возможные пути его сохранения. Встречу инициировали участники общества карельской культуры Viena.
Одна из главных проблем, которая волнует карельскую общественность, – отсутствие полноценного урока карельского языка в школах города. Язык титульного народа Карелии не включен в обязательную образовательную программу общеобразовательных учреждений Костомукши, хотя учебная программа и методические пособия по его изучению имеются, и опыт такой работы в республике есть. В 2009 году закрылась школа «Контокки-коулу», в которой преподавался карельский язык. Его изучение продолжилось в школе № 1 имени Яакко Ругоева, но с 2019 года карельский язык в ней стали преподавать лишь в рамках внеурочной деятельности. Ему выделен один час в неделю, а этого времени, по словам учителей и языковых активистов, недостаточно для овладения языком.
В 2020 году карельский язык был включен в основную программу одного начального класса лицеистов. Это стало возможным в результате слаженной работы отдела образования города, директора лицея, участников общества Viena и при согласии родителей школьников. Юные лицеисты уже третий год успешно изучают карельский язык под руководством квалифицированных преподавателей.
– Отсутствие преподавания языка коренного народа в школах города – это наша боль. Если дети не будут знать карельский язык и говорить на нем, то с уходом старшего поколения наша родная речь будет навсегда утеряна. Участники общества Viena, молодые учителя, которые обучались на финно-угорской кафедре Петрозаводского государственного университета и с детства говорят на карельском, готовы оказать содействие в этом вопросе, готовы работать в школах, но там нет ставок для учителя родного языка. В первой школе для него выделен один час в неделю седьмым уроком, хотя методическая программа рассчитана на три часа. Карельским языком с детьми занимаются в некоторых детских садах города, но после окончания сада дети его забывают. Для сохранения языка должна быть преемственность. После детского сада ребенок должен продолжать изучение карельского в школе на протяжении всех девяти или одиннадцати лет. Но этому мешает не только отсутствие ставок учителей в общеобразовательных учреждениях, но и территориальная прикрепленность детей к определенным школам. Считаю, что у родителей и детей, которые хотят изучать карельский язык, должно быть право выбирать ту школу, в которой он преподается. Отличным примером такой работы была «Контокки-коулу». Мы надеемся на помощь отдела образования города, администрации, депутатов, директоров школ и родителей в решении вопроса по сохранению главной ценности республики – карельского языка, – высказалась член Совета по вопросам вепсов, карелов и финнов при Главе республики, представитель Союза карельского народа, участница общества Viena Ольга Лехтинен.
Председатель Совета уполномоченных IX съезда карелов республики Раиса Самодаева поддержала Ольгу Суловну, отметив, что День родных языков был учрежден ООН. А вопрос сохранения языков коренных народов входит в приоритетную государственную программу.
– Нация жива, пока есть язык. В школах республики сейчас остро стоит вопрос с преподаванием карельского языка. Это связано с расхождением существующей методической образовательной программы и реальным положением дел в школах. Одного часа для изучения карельского языка, конечно, не хватает для качественного изучения. Обращаюсь ко всем карелам, владеющим языком: говорите дома с детьми на карельском языке! Мы потеряли преемственность. Хочу отметить, что Viena – очень сильная общественная организация республики, которая занимается национальными вопросами. Отрадно, что вы занимаетесь с детьми, и что в вашем обществе много заинтересованной молодежи, они – наше будущее, – сказала Раиса Васильевна.
Преподаватели карельского и финского языков подтвердили, что одного часа в неделю для освоения речи не хватает. Также они отметили, что урок карельского должен, как и английский, вестись не для всего класса, а преподаваться небольшим группам для лучшего усвоения.
Участники встречи озвучили и такую идею: если ввести ставку учителя карельского во всех школах города нельзя, то его мог бы вести один преподаватель, приходя к школьникам в конкретно отведенное время. Такие практики уже давно успешно используются в мире.
Депутаты Совета округа Елена Соболева и Светлана Муравьева заверили, что окажут поддержку языковым активистам в вопросе преподавания карельского языка в школах, ведь он важен для сохранения национальной идентичности республики.
Также на встрече обсудили возможность установки городских указателей, названий улиц и учреждений в Костомукше с дублированием на карельском языке. Когда-то на городском вокзале был указатель на карельском, и это было неким символом города. Активисты надеются, что такая практика будет возрождена, что карельский язык не канет в лету вместе с последними его носителями.