В Костомукшском городском округе на берегах озера Киитехенъярви раньше располагалось 17 селений. Деревня Аконлахти была самой крупной из них, в её состав входили близлежащие хутора. Всего там проживало 600 человек. Краевед Валентина Дмитриева поделилась с редакцией «64 параллели» историей жизни юшкозерской учительницы, которая родилась на хуторе Люття.
– Изучая материалы по истории деревни, я обнаружила, что на хуторе Люття родилась многими любимая учительница математики, наставник молодых педагогов, завуч Юшкозерской средней школы Тарасова Евдокия Артемьевна. Мы – молодые учителя – очень уважали и почитали Евдокию Артемьевну. Я связалась с её дочерьми: Валентиной и Лидией. Они охотно согласились побеседовать со мной и рассказали много интересного о жизни своей мамы. Хочу рассказать о некоторых моментах, которые нигде не прочитать, – пишет Валентина Архиповна.
– Маму в детстве звали Оути Оменайнен, она родилась в 1925 году. Когда маме исполнилось 16 лет, она поехала в Ухту (теперешняя Калевала), чтобы оформить паспорт. При оформлении паспорта у неё спросили: «Как напишем ваше имя Авдотья или Евдокия?» Она сказала, что не знает. Тогда паспортистка предложила, написать Евдокия, так красивее. Так Оути Оменайнен стала Евдокией Мелентьевой (фамилию изменили ещё раньше), – рассказывает дочь Валентина.
Валентина вспоминает, что в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, мама не успела уехать домой. Её отправили в Кемскую Запань на оборонные работы.
– Там в Кеми они встретились c Дарьей Семеновной Кондратьевой. Вечерами девушки распускали мешки и этими нитками вышивали и вязали кружева. Как-то выдали Оути и Дарье хлебную норму, они решили её припрятать и положили в шкаф на верхнюю полку, чтобы подольше хватило. Прошло какое-то время, захотелось попробовать – попробовали. Немного погодя опять захотелось. Так в течение дня всю норму и съели. Одним словом – ещё дети. От мамы у меня остались некоторые старинные вещи. У нас дома до сих пор хранится игольница, вышитая мамой в Аконлахти, очень старая, есть и поновей, годов с 50-х, тоже мама вышивала, есть кружево на наволочку. Наволочка уже прохудилась, а кружево держится, – делится Валентина.
– Тётя Маня (сестра мамы) рассказывала, что дом у них был большой, в семье было 9 детей, мама была младшим ребёнком. В семье было две лошади: рабочая и праздничная. В церковь ездили на белой, праздничной лошади. Занимались торговлей, товары возили в Финляндию, в Кухмо, управлялись дня за три. Всё для жизни изготовляли сами, но многое надо было доставать и на стороне, например: чай, сахар, керосин, муку, когда своей не хватало. В 20-30-е годы, когда закрыли границы, их отец несколько раз за зиму ездил на своей лошади за 300 километров в Кемь за товаром и в магазин, – рассказывает дочь Лидия.
Илмари Кианто – писатель, поэт из Финляндии приезжал в Северную Карелию на хутор Люття на караване оленей. В доме Оменайненых он пил чай за столом, который до сих пор стоит в доме Тарасовых в Юшкозере. Илмари очень удивился, когда узнал, что в этой деревне все жители носят фамилию Оменайнен.
Деревня Аконлахти считалась зажиточной. Дома были большие, добротные. Почти все жители умели читать и говорить по-фински.
Валентина Дмитриева спросила у Ольги Ивановны Кулеша (семья её деда жила в Аконлахти на хуторе Туллиниеми), почему деревня Аконлахти считалась самой зажиточной в округе? Ольга Ивановна ответила, что большой доход приносило коробейничество.
– За товаром ездили в Петербург на лошадях. У деда дом был большой, и прямо в доме располагался магазин. Дед ездил за товаром в Петербург на кибитке. Товары продавал в деревне и возил в Финляндию. Доход приносили охота и рыболовство. Дед убил в одиночку 25 медведей, мясо продавал. Народ в деревне был очень предприимчивый, узнавали, какой товар в данное время пользуется спросом, и в зависимости от этого товар закупали и продавали. Женщины, оставшись без мужей, «ходили под парусом» за красной рыбой на Киитехенъярви. Рыбу возили в Петербург на продажу. В Аконлахти были и особые погодные условия, всё продуваемо, летом нет комаров, урожаи хорошие, – поведала Ольга Кулеша.
В связи с переобустройством государственной границы в 1958 году жителей деревни переселили в соседние населенные пункты. Чтобы жители не возвращались в родные места, их дома ликвидировали.
Записала Александра Лесонен, фото из архива Валентины Тарасовой