Заключительный семинар в рамках проекта «Сила родной земли», реализуемого Фондом Архиппы Перттунена, прошёл в Костомукше 28 октября в «Карельской горнице». Главным спикером события стал старший научный сотрудник Карельского научного центра РАН Алексей Конкка. Учёный рассказал многочисленным собравшимся о феномене «карсикко» – ритуальном и обрядовом дереве, которое он исследует уже много лет. Алексей Конкка также успел посетить свою родовую деревню Вокнаволок, где встретился с местными жителями и прочитал лекцию о мифологии зимних Святок у карелов.
На лекциях в городе и в деревне Алексей Конкка рассказал, что карсикко – это преимущественно хвойное дерево с определенным образом обрезанными ветвями и вершиной или вытесанными топором в стволе различными знаками. Также это может быть дерево с зарубками или антропоморфными изображениями. Это малоизученное культурное явление характерно для культуры прибалтийско-финских народов: финнов, карелов, вепсов, эстонцев, ижор, но оно также было распространенно и по всей территории Северной и Восточной Европы – от Северной Швеции и норвежского Финмаркена до Урала и Средней Волги. Встречалось карсикко и у сибирских народов, и даже у племён Северной Америки. По мнению специалиста, Карелия и Восточная Финляндия – те территории, на которых карсикко получило самое большое своё развитие. Это стало известно в том числе благодаря полевым исследованиям Алексея Конкки.
Кстати
Слово «карсикко» (по-карельски «karsikko») происходит от прибалтийско-финского глагола «karsia» – обрубать ветки на дереве. В северно-русских диалектах это глагол «карзать» – обрубать ветки, окорять.
– Такое дерево-знак использовалось в обрядах инициации, свадебном и похоронном обрядах, а также в календарной и промысловой обрядности как ритуальный символ со значениями духа-охранителя. Карсикко делалось по важным поводам. Оно отмечало значимое событие в жизни людей, отправляло весть потусторонним силам, являлось охранителем в кризисной ситуации. Одновременно такое дерево могло быть навигационным знаком, посланием путнику, письмом в будущее. «Свои» деревья могли быть у новорожденного, невесты, человека, попавшего в чужую местность, рекрута, у нового члена охотничьей артели, умершего. По состоянию именного дерева (пышность, густота, здоровый вид или, наоборот, ослабленность, болезненность) оценивали состояние самого человека в настоящем или будущем. Известны праздничные карсикко, устанавливаемые во дворе или на площади. Майские или масленичные столбы в Европе – тоже своеобразная форма карсикко, – рассказал ученый.
Учёный поведал, что карсикко в его классическом виде продолжает бытовать в похоронном обряде. В разных местах на севере России, в том числе и в Карелии, ему приходилось наблюдать, как в последние годы на деревьях у ворот кладбищ и у могил появляются новые знаки – зарубки, затёсы, кресты.
– Вряд ли современники сейчас могут объяснить, для чего они это делают. Возможно, объяснение у каждого свое, ведь карсикко – это магия, а об этом не больно-то рассказывают. Чаще всего звучат объяснения типа «на память» или «наши деды делали так же». В 1970-е годы жители деревни Карельская Масельга Медвежьегорского района Карелии рассказывали о старике, который ежегодно обновлял зарубки на больших соснах вокруг поселения. «Так делал и мой дед, эти зарубки охраняют деревню», – говорил он. От кого? От потусторонних сил или злых людей? От ликвидаторов-чиновников? Больше, увы, спросить не у кого. Скорее всего, от всего сразу. Есть и другие формы подобной магии. Широко известны кресты и венки на деревьях на месте автокатастроф с человеческими жертвами. Это вернувшаяся традиция предков. Места смерти на севере часто обозначались именно изготовлением карсикко, крест пришёл позже, – объяснил Алексей Конкка.
Исследователь признался, что давно не посещал деревню Вокнаволок – родной край своего отца, известного карельского прозаика Пекки Пертту.
– В детстве и отрочестве я бывал в Вокнаволоке каждое лето. Надо сказать, что атмосфера как в Костомукше, так и в Вокнаволоке меня порадовала. На лекции пришли по-настоящему интересующиеся люди, все было очень благожелательно и уважительно. Люди готовы были слушать мой рассказ без конца. Организаторы и я уже сами остановили длившуюся два часа лекцию в Костомукше. В Вокнаволоке мы беседовали полтора часа. После лекций и в деревне, и в городе было ещё много вопросов. Я во всех смыслах остался доволен поездкой, – поделился научный сотрудник.
Алексей Конкка считает, что каждый человек, который ощущает себя карелом или давно живет в Карелии, несомненно, имеет право знать культуру своего народа и получать эти знания.
– Мы живем в Карелии, и какие-то элементарные вещи, касающиеся народной культуры, важно знать всему населению республики, включая государственных служащих, независимо от национальности. Иначе образуется вакуум, а это плохо для любого человека, если он не знает ничего про место, где живёт, – отметил учёный.
Кроме лекции Алексея Конкки, на заключительном семинаре в «Карельской горнице» были подведены общие итоги проекта «Сила родной земли», поддержанного Фондом грантов главы республики в ноябре 2022 года. За время реализации проекта участникам Фонда Архиппы Перттунена совместно с партнёрами удалось организовать курсы по пошиву средневекового карельского женского костюма в Петрозаводске, мастер-классы и семинары по карельским ремёслам в Костомукшском городском округе, тренинги с известными республиканскими специалистами и общественными деятелями в сфере культуры, издать печатный сборник «Прозаический фольклор карелов Кестеньгского края» автора Марии Кундозёровой, провести праздники в старинных карельских деревнях, поддержать работу кукольного театра Orvokki, провести просветительскую работу с детьми, оснастить материально-техническую базу фонда и общества карельской культуры Viena.