Человек с киноаппаратом

Культура

Фестиваль «Кино как искусство. Искусство в кино» стартовал вчера в Костомукше с показа картины «Человек с киноаппаратом» режиссёра Дзиги Вертова. Этот фильм был снят в 1929 году, а в фестивальную программу попала его реставрированная в 2024 году версия. Фестиваль организован Третьяковской галереей и проходит в Костомукше при поддержке благотворительного фонда «Доброта Севера» и компании «Северсталь».

Костомукша стала третьим городом, принимающим фестиваль. Он начался в Москве, а затем проходил в Череповце. Максим Воробьёв, депутат Законодательного собрания Республики Карелия и генеральный директор «Карельского окатыша», отметил, что его, как жителя Костомукши, переполняет гордость, что наш город попал в фестивальную географию, и это большое событие.

Перед просмотром куратор фестиваля Максим Горбов рассказал о программе, которая будет показана в Костомукше, и погрузил зрителей в историю первой фестивальной картины.

Максим Горбов

– Фильм «Человек с фотоаппаратом» – это один из тех главных советских фильмов, про который многие слышали, но при этом не видели. А ведь он входит в десятку шедевров документального кино в первую очередь из-за киноязыка, который создал режиссёр Дзига Вертов. Фильм снят в 1929 году, это эпоха НЭПа в Советском Союзе. Деревенский уклад стремительно меняется на городской, а одним из главных направлений в искусстве становится авангард. Ассоциативный ряд, метафоры, монтаж, стоп-кадры, обратная перемотка, кадр в кадре, ускорение – в фильме можно увидеть все эти приёмы, – объяснил Максим Горбов.

Вокруг себя режиссёр Дзига Вертов основал небольшое сообщество единомышленников и назвал его «Киноки». Он не терпел сценариев, в его фильмах не было декораций и нарочитой актёрской игры. Единственной декорацией стал город, и многие кинокритики называют этот фильм симфонией и одой самому городу. Съёмки проходили в Москве, Киеве и Одессе.

Человек с киноаппаратом снимает людей, места, объекты. Кинокамера является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий. Это киноглаз, который наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию.

Фильм погружает в быт тех времён. Можно увидеть, как работает регулировщик на перекрёстке, пожарные и врачи спешат на вызовы, как делают маникюр и печатают газеты, как занимаются спортом… Даже таинство рождения и смерти попало в объектив режиссёра. Фильм – немой, но у него есть музыкальное сопровождение, которое задаёт темпоритм происходящего. Это темпоритм именно самого режиссёра, который он хотел бы услышать, и при восстановлении фильма была использована именно эта партитура.

Михаил Кауфман, тот самый человек с киноаппаратом в кадре и брат режиссёра, все трюки в кадре выполнял самостоятельно. Он всегда в гуще событий, вездесущ и бесстрашен: ложится на рельсы, чтобы заснять мчащийся на него поезд, лезет вверх по гигантским заводским трубам, мчится за скорой помощью и пожарными, бежит по дамбе водохранилища.

Кстати

В 2014 году Британский киноинститут (BFI) обнародовал результаты голосования за лучший документальный фильм всех времен. Главный приз получил фильм «Человек с киноаппаратом».

– Мы увидели не хаотичную игру кадров, а вполне логичную историю, рассказанную из жизни одного города, для меня это выглядело так. А фильм заставил задуматься о том, что прошло сто лет, а в нашей жизни ничего не поменялось: люди живут всё теми же идеалами, которые были и сто лет назад. Мы так же боремся за свою красоту, посещаем тренажёрные залы, катаемся на тех же самых каруселях и мажемся той же самой грязью из грязевых вулканов на отдыхе. А конец фильма для меня очень символичен – автор будто предвидел, что жизнь людей в принципе не меняется, а только убыстряется, – поделился впечатлениями после показа зритель Сергей Стайков.

– Фестиваль – это возможность прийти в кино и увидеть большие фильмы на экране кинотеатра. В кинозале ощущения от просмотра непередаваемые. Приходите на фестиваль и зовите друзей! – завершил встречу Максим Горбов.

Вход на фестиваль свободный, необходимо зарегистрироваться по ссылке.

 

Оцените статью
64 параллель онлайн