Как сделать загадочный народный инструмент йоухикко своими руками, посмотрев несколько обучающих видео в интернете и прочитав малочисленные инструкции, знает Андрей Пономарёв. Молодой человек с длинной бородой, заплетенной в косичку, и вязаной на карельский манер шапке показывает в социальных сетях, что не изжил еще себя карел, что древним ремеслу и языку есть место и в жизни поколения Миллениума.
Андрею 32 года, родился он в Костомукше и сейчас живет здесь. Сезонно подрабатывает в музейном магазине на острове Кижи, летом часто проводит время в деревне Вокнаволок. Он активно ведет профиль в Инстраграм, где выкладывает фотографии с обязательными подписями на карельском языке – то уху варит, то калитки печет, то у костра сидит, то играет на диковинном музыкальном инструменте йоухикко. Откуда у молодого человека такая тяга ко всему карельскому? Он говорит, это появилось само собой, неожиданно, возникла какая-то связь с прошлым народа. Бабушка (родом из деревни Ерши) и дедушка (родом из Лычного острова) нашего героя говорили между собой на ливвиковском наречии, и Андрей с детства слышал эти разговоры, но ему не было интересно. Мама карельскую речь уже не использовала. Около шести лет назад Андрею вдруг очень захотелось освоить язык. Он говорит, что некоторые карельские слова сами собой всплыли в памяти из детства, плюс помогло знание финского, который преподавали в школе.
Молодой мастер помогает старинной Карелии найти свое место в соцсетях
— Я читал учебники, переводил статьи и запоминал слова. Использую карельский язык в интернете, когда общаюсь с людьми, которые не понимают по-русски, а по-карельски понимают. В моем близком окружении нет молодежи, знающей карельский язык, но есть знакомые, с которыми можно на нем общаться. Очень помогает в изучении языка передача «Omin silmin»», — рассказывает Андрей. Бабушки молодого человека уже нет в живых, дедушка перестал говорить на родном языке, но не забыл его. Андрей подписывает ему открытки на карельском, иногда пожилой мужчина на смеси карельского с финским разговаривает по телефону со своим братом, который живет в Финляндии.
Шесть лет назад Андрей Пономарев приобрел кантеле. Кстати, раньше юноша играл на бас-гитаре. Углубляясь в практику игры на народных инструментах, захотел познать и йоухикко. Йоухикко – это финский и карельский традиционный смычковый инструмент. Сначала Андрей хотел купить его, но передумал и решил сделать сам. Почитал в интернете материал (больше всего ему помог текст В. Мараева «Йоухи кантеле – йоухикко – лучковая лира»), посмотрел видео. В прошлом году из-под его рук вышел первый инструмент, в этом году появился и второй.
— Как я сделал первый инструмент? Обзавелся ножовкой, дрелью, лобзиком (для мелких деталей), стамеской, киянкой, гравером. Дерево взял на пилораме — я там работал в то время. Сначала все делал медленно, потому что впервые такие рабочие инструменты в руках держал, потом стал более уверенным. Мастерил вечерами в квартире. Это, конечно, неудобно, постоянно приходилось убирать много мусора. Лучше работать в мастерской. Первый йоухикко был сделан из сосны, колки и струнодержатель – из березы. Второй инструмент я тоже создал дома. Он уже был из ели, для струн и смычка использовал конский волос.
Андрей размечает будущее изделие на заготовке, выдалбливает полость, делает игровое окно, отверстия для колков. Затем изготавливает деку из другого куска дерева, на ней делает резонаторное отверстие, после склеивает всё вместе. Дальше идут струнодержатель и колки. Потом нужно инструмент покрасить, покрыть лаком, смычок наканифолить и готово – можно пробовать играть!
У молодого человека нет музыкального образования, но ведь и раньше йоухикко и кантеле крестьяне делали сами, чтобы себя развлечь, а играть учились по наитию. Андрей говорит, что когда он в первый раз услышал звучание йоухикко, оно напомнило скрипку. Этот звук ему очень понравился. Он научился сам настраивать инструмент с тюнером, стал пробовать играть разные мелодии, смотрел в интернете, как играют другие. И таким образом он освоил необыкновенный йоухикко.
Еще Андрей увлекается карельской кухней. Калитки пек пока только с мамой, но хочет попробовать испечь сам. Летом он уже четвертый год подряд заготавливает иван-чай. Андрей приходил писать диктант в Костомукше на северо-карельском наречии, хотя использует в жизни ливвиковское. Это не помешало ему успешно справиться с письменной работой. Может быть, он – один из тех, кто поможет молодежи вернуться к карельской культуре, языку и традициям? Андрей Пономарев исполняет он эту миссию ненавязчиво и импозантно, очень органично вписываясь в «поколение «социальных сетей».
Александра Лесонен, фото из архива Андрея Пономарева