Как на летние святки девушки «лемби поднимали»

KOTIMUA

Участницы общества карельской культуры Viena провели этот загадочный обряд в деревне Вокнаволок в период летних святок – 9 июля. Мы попросили Евгению Пуллинен рассказать нам о таинстве «поднятия лемби». Именно Евгения «колдовала» над повышением славутности участниц карельского общества в тот день.

– Евгения, давно Вы увлекаетесь подобными ритуальными практиками, откуда черпаете свои знания о «повышении лемби»?

Мои предки по маминой линии карелы. Бабушка и прабабушка из деревни Куйтежа Олонецкого района. Меня никогда не отпускают детские воспоминания, связанные с баней. Одно из них очень яркое. Моя бабушка Парасковья ведет меня в баню к соседке. Соседка баба Аня жила через дорогу. Полутемное помещение, бабульки по-карельски что-то говорят, я сижу на лавке, жарко, а баба Аня веником шлепает меня да непонятные слова говорит. Периодически стучит ручкой веника о лавку. Это таинственное, разуму непонятное действо и заложило фундамент моего интереса к подобным обрядам, теперь я в этом уверена. Но бабушек уже давно нет на этом свете, и секреты мне никто не передал. Поэтому я пользуюсь опубликованными источниками, например: «На плечах большой медведицы», «Семейные обряды и верования карел», «Карельский народный календарь», «Историей Сямозерья», «Карельская баня: обряды, верования, народная медицина и духи-хозяева». Именно в этих источниках присутствует описание обряда «лемби» (южный диалект) или «лемпи» (северный). Много раз я представляла себе, каким красивым может быть данный обряд. И вот в этом году мы с подругами смогли осуществить задуманное.

–  Расшифруйте, что вообще такое «лемби»?

Лемби – это не только сексуальная привлекательность, не только особая магическая сила, способность очаровывать как можно большее количество представителей противоположного пола. Это и внешняя, и внутренняя красота молодых людей, синтез нравственных и физических достоинств, некая изюминка, говоря современным языком, позитивный имидж человека. Это очень ёмкое понятие, включающее в себя и честь, и обаяние, и домовитость, и счастье, и добрую славу, и удачу, и внешнюю привлекательность – то, что в наши дни подразумевают под словами «харизма» и «сексапильность».  Сейчас интернет рябит предложениями всякого рода новомодных ретритов (прим.ред. перезагрузок), медитаций и уроков жизни в гармонии с собой. Я считаю, что лемби – это наш карельский из века в век передаваемый «ретрит». Особый женский круг силы. На мой взгляд, именно так девушки и женщины раньше реализовывали свое женское «я».

– Мы знаем, что все тонкости ритуала по поднятию лемби нельзя раскрывать, чтобы не нарушить силу таинства. Можете поделиться с нами лишь некоторыми моментами, которые вы с девушками совершали в Вокнаволоке?

Таинство начинается уже с одежды, с облачения в рятчину (прим.ред. сорочку). Делаешь шаг, второй, босиком по траве. Ткань шуршит, дышит, не сковывает движения, не липнет к телу, удобно, комфортно, воздушно. Я не в силах описать эти ощущения. Это надо прочувствовать. В рятчине в лесу даже комары не кусали. Потом мы с девушками плели венки для украшения. Соприкосновение с полными жизни травами – это особая трепещущая сила. Контакт с травами очень благотворен, он лечит душу. Потом нужно собрать веник для бани. Прежде, чем его собрать нужно обратиться к лесу, попросить у него разрешение, так сказать – открыть портал. В обряде много сакральных чисел, важно посчитать количество деревьев, общее количество веток и трав для веника. Наиболее сакральными деревьями считаются береза, рябина, ольха, также добавляют в веник для лемби рожь и иван-чай. Мы собрали веники из 27 веток, по девять веток с березы, рябины и иван-чая. Собираешь свой веник, думаешь и мечтаешь. Это современная визуализация желаний. Тут важно избегать неосознанного программирования. Если тебя не устраивает состояние дел, мало жаловаться и сожалеть о содеянном, важно чётко сформулировать конечный результат. Поэтому нужно быть осторожнее с мыслями, они материальны! Ведь мы в лесу не одни, вокруг духи леса, они всё слышат. Есть на этот счет карельская пословица: «Midä metsäh kirguat, sen metsy vastua» («Что в лес крикнешь, тем лес и ответит»). Собрав веник, нужно поблагодарить духов леса, закрыть портал. Также бережно требуется обращаться и с водой для бани. Нужно попросить разрешения набрать лемби-водицы у хозяйки воды и не забыть кашлянуть, так ты предупредишь ее о своем намерении. Вода для карелов была основным средством и физического, и духовного очищения. Карелы считали, что вода – лучший лекарь.

 

 

 

Какую роль в обряде играет баня?

– Приготовление бани для поднятия лемби в некоторых случаях имело профилактическую цель. Ее устраивали просто для подкрепления девичьей славутности (прим. ред. – привлекательности), для увеличения количества поклонников и партнеров по танцам. В такой ситуации в бане могло присутствовать одновременно и несколько девушек. Это был наш вариант в Вокнаволоке. В бане девушки парились лемби-веником, омылись лемби-водой. С духами бани обязательно нужно поздороваться и поблагодарить по окончании процесса парения. Сам лемби-веник нельзя выкидывать. У каждой девушки он должен быть свой. После парения надо его забросить на крышу бани, чем выше он летит, тем выше будет лемби. А на утро нужно развязать ленту или нитку, которой был повязан веник, и поместить его стоя в муравейник, чтобы муравьи ходили и лемби повышали. Это все приятная и красивая часть ритуала. Но иногда обряд проводили и как вынужденную меру.  Он был самым сильным средством для тех, кому грозила горькая участь остаться в старых девах. В такую баню обязательно нужно было идти втайне от всех.

– Есть ли у обряда срок действия, играет ли роль время его проведения?

По сроку действия пока ничего не могу сказать. Мы только запустили процесс, будем отслеживать. Иногда это растянуто во времени, иногда приходит в ближайшую неделю. Всё зависит от того, какой был запрос. Прежде всего, это работа с самим собой, возможность заглянуть в мир своих желаний. Карелы празднуют Святки дважды в год: летом и зимой. Как раз в эти временные промежутки и повышали лемби. Летом это период от Иванова до Петрова дня с 7 по 12 июля. По-карельски он называется Viändöi или Viändöinkeški.

Вот такие секреты передаются карелами из поколения в поколение.

Фото из архива общества карельской культуры Viena

Оцените статью
64 параллель онлайн