Пöтка – главное слово в коми судьбе

KOTIMUA

Редактор «64 параллели» на днях побывала в Республике Коми в медиаобразовательном блог-туре «В гостях у носителей языка». Его участники обменивались опытом по сохранению родной культуры и языка в своих регионах. В рамках тура удалось посетить центр ремёсел «Зарань» в селе Выльгорт и пообщаться с мастером резьбы по дереву, который вместе с учениками создает в столярной мастерской искусные изделия.

По приданию народа коми, мироздание началось с утки – пöтки. Не секрет, что народные верования и культура отражаются в ремесле. В Республике Коми деревянные изделия в форме уток можно встретить повсеместно, а вот в других регионах России такие поделки сложно будет найти, ведь у коми они уникальны. Мастер Алексей Гаврилов, который уже 10 лет заведует сектором резьбы по дереву в центре ремёсел «Зарань», рассказал, из чего он с учениками изготавливает изделия, и поделился секретами ремесла.

– Я занимаюсь столярным делом уже около 15 лет. В начале поступил в колледж на обучение декоративно-прикладному искусству, меня это зацепило, и я продолжил свой профессиональный путь уже в качестве преподавателя. В нашей мастерской занимаются дети от 10 лет и все желающие взрослые. Самому старшему ученику – 75 лет, – говорит Алексей Гаврилов.

Гордость столярной мастерской – это деревянные изделия в форме уток. В коми культуре утка считается прародительницей всего человеческого рода. В форме этой птицы изготавливают солонки, братины, шкатулки – всё то, что можно использовать в быту. Они делаются из капа или сувеля.

– Сувель – это нарост на дереве без спящих почек, его волокна ровно ложатся друг на дружку. Изделия из сувеля получаются гладкими с красивым рисунком. Кап – это нарост из непроросших почек, в нём есть визуальные изъяны, но он ценнее сувеля, его реже можно найти. Мы делаем свои изделия из березы или сосны. В других регионах России чаще для декоративно-прикладного творчества, особенно при создании изделий в форме уток, используется ольха или липа, – делится мастер.

Процесс изготовления начинается с поиска нароста. Определённым образом нужно его выпилить, чтобы на нём осталось около 30 процентов дерева. Изделия из березы ценятся больше, она лучше полируется. На сувеле, взятом от сосны, остаются «смоляные кармашки», он более желтый. Сами изделия изготавливаются на станках. Кроме поделок в форме уток, в мастерской представлены десятки видов других изделий: народные музыкальные инструменты, кружки – куксы, украшения, статуэтки.

– Самое сложное изделие то, что нужно выпилить с помощью пилы. Самое легкое – ложка. Сейчас практически всё можно сделать с помощью станков, но ручная работа в нашем деле всё равно присутствует, особенно, если это касается резьбы. Маленькие фигурки на станке не выточить. Наша работа с детьми начинается с геометрической резьбы с помощью ручных инструментов, уже потом мы переходим к более сложным вещам, – рассказывает Алексей.

Наш собеседник считает, что важно поддерживать национальные традиции и ремёсла и учить этому детей, проявляя тем самым заботу и любовь к родной земле.

Уверены, что в Карелии и у нас в Костомукшском городском округе тоже достаточно мастеров, владеющих декоративно-прикладным искусством и способных создать изделия с уникальным местным колоритом.

Кстати

Медиаобразовательный блог-тур «В гостях у носителей языка» проводился Ресурсным центром в сфере национальных отношений при поддержке Федерального агентства по делам национальностей, Министерства национальной политики Республики Коми и Сообщества языковых активистов новых медиа в партнёрстве с Финно-угорским культурным центром, Домом дружбы народов Республики Коми, Общественной палатой Республики Коми.

Оцените статью
64 параллель онлайн