ТАЙНЫ КАРЕЛЬСКОГО ПЛАТЬЯ

Друзья, сегодня мы рады представить вам новую рубрику KOTIMUA, что в переводе с карельского значит «родное». Мы живем на карельской земле, должны знать культуру, уважать историю и обычаи народа, чья земля приняла нас и стала родной для целых поколений украинцев, белорусов, русских, татар, башкир и многих других национальностей жителей Костомукши.

Сегодня мы представляем читателям рассказ о карельском платье.Для чего нужны узоры на сороке, что такое рятчина и зачем ткань красили черникой? Этими ценными знаниями с нами делится потомственная карелка, уроженка деревни Панозеро Людмила Тихонова (Мякеля). А еще вы узнаете много интересного о северо-карельском костюме, аксессуарах и различной атрибутике.

Широко отмечаются в Карелии православные праздники: Рождество, Пасха, Троица, Ильин день, Успенье, Покров. В каждой карельской деревне было принято, — а в некоторых традиция продолжается и по сей день, — в один из этих больших торжеств устраивать местный праздник – день деревни. Сейчас эти празднества проводятся с участием фольклорных коллективов. Собравшиеся вспоминают старинные песни и танцы, обряды, все гости праздника одеты в традиционные костюмы. Костюм в подобных случаях не просто наряд — это часть самого действа. Музыка, песни, танцы и костюм — это гармония, единый порыв, которые отражают самобытность народа.

Что носили наши предки?

Народ раньше одевался всегда соответственно тому или иному празднику. Например, в первый день Пасхи принято было особенно наряжать девочек и девушек, на второй день Пасхи — молодых, а на третий день — женщин постарше. На Иванову ночь одевались в чистое, но старенькое, ибо приходилось валяться и кататься по земле, прыгать через костры. В Рождество, во время колядок, надевали «шутовские» наряды (хухельники), чтобы смешить и радовать народ. В Масленицу обувались в валенки, лица прятали за масками, девушки носили яркие цветастые платки, шали.

Поскольку праздники как бы делились на три части, то и переодевались во время них несколько раз. В церковь утром шли в одном наряде, днем на само празднество — в другом, а на беседу вечером (илачут) — в третьем. В начале ХIХ-ХХ вв. у карелов из женской одежды имелось два основных нательных комплекса: комплекс из рубахи и сарафана и комплекс из рубахи и юбки. Общим элементом у обоих была рубаха (рятчина). Кстати, слово «сарафан» означает «одетая с головы до ног». Примерно сто лет назад покупных тканей еще не было, одежду шили из домотканых. В основном это была льняная ткань, светлая и грубая. Окрашивали одежду черникой, вороникой. Также в качестве красителя использовали некоторые виды трав, лишайники.

Будничные сарафаны портняжили из сукна, льна, шерсти, цветочного поплина, сатина. Праздничные же сарафаны шили из покупных тканей — парчи, кашемира, штофного шелка, муслина. Старые люди рассказывали, что у девушек желание наряжаться в прежние времена было так же велико, как и в настоящее время. Те, кто собирался на праздник в другую деревню, узнавали, у кого из односельчан есть новая одежда. Если у кого-нибудь появлялась «новинка», например, передник (peretnikka), то такую же начинали носить и другие. Уже в то время девушки умели нарядной одеждой привлекать к себе внимание парней. Конечно, на празднике каждая пыталась представить себя более выгодно, ведь именно здесь парни рассматривали девушек, выбирали невест.

Сарафаны шились пышными…

По спине и на груди делали много оборок или складок. В Карелии по всему кругу сарафана (на груди и спине) в зависимости от плотности материала делали складки в половину или четверть мизинца толщиной. Их количество достигало 100, а были и в 125 складок. Недавно был найден карельский сарафан с 225 складками! Все складки шли от основной большой складки на спине сарафана. На спине была небольшая вставка в виде перевернутой трапеции в местах крепления лямочек. Такие сарафаны имели складки только сзади, а застежка у них всегда располагалась слева. Это было удобно при кормлении ребенка грудью. Таким образом складки одновременно закреплялись несколькими рядами строчек. С помощью внутреннего пояса (внутри сарафана делали две завязки) и завязок передника женщины стремились выгодно продемонстрировать талию. Сарафан держался на узеньких лямочках, а подол с внутренней стороны подшивался широко полотном в 25-30 см. Так подол удерживался формой «колокольчик». Длина сарафана и лямок, естественно, зависела от роста владелицы.

 

Что касается цветовой гаммы, то особое предпочтение женщины отдавали красному цвету. Цвету огня и солнца. Под сарафаном у женщины была кофта – «рятчина». Она шилась из материала в мелкий рисунок (горошек, ромбик, цветочек). Подлинная «рятчина» имеет сложный крой — рукава при этом смотрятся, как распахнутые крылья птиц. Рукава шились удобными для работы до локтя или до запястья.

Длина всех полотнищ сарафанов была одинаковой, чтобы прикрыть обувь. Подол мог мешать при ходьбе, работе, танце. Во время праздников, гуляний, хождений по деревне, в хороводе, кадрили было важно поднимать подол сарафана, чтобы не запнуться. Именно потому лямки сарафана вместе с «маленькой спинкой» оказывались довольно низко на спине и сам подол сзади опускался все ниже и собирался в своеобразный «хвост». Поэтому нужно было всегда хорошо перепоясаться, чтобы сарафан «не ходил вокруг тела».

 

Что украшало женщину? 

 

Многое о костюме говорят детали: передник или пояс оберег от «нечистого». Праздничный сарафан обычно украшал нарядный передник с завязками на спине. Старинные костюмы обязательно предполагали пояс либо передник как оберег девушки и женщины от всякого сглаза и всего дурного. Передник является и магическим оберегом, прикрывавшим детородное место. Еще он считался показателем возраста и социального статуса. Это зависело от цвета, количества украшений. Так, например, для девушек были характерны передники преимущественно красного цвета — от вишневого до кумачового. Но передники могли быть самых разных расцветок. Для женщин среднего возраста передники делались разных цветов с нашитой в несколько рядов тесьмой. Женщины постарше носили темные передники — синие, коричневые, черные. Хороши были передники в тон кофты («рятчины»), «сороки», «повойника», лент или бус. Пояса девушки носили всегда. Поначалу их вязали из домашней овечьей шерсти, они были естественного цвета, позднее пояса стали окрашивать.

Дополнительным украшением праздничного наряда у женщин Карелии служил дорогой покупной платок, а также шаль, косынка, бусы, серьги. Платки, сложив по диагонали, накладывали на плечи, а концы их завязывали на груди или закрепляли на переднике. Интересно отметить, что черный платок или шаль не считались траурными, их носили женщины постарше и староверы. Платки старообрядок не имели кистей, но часто расшивались мелким узором, выполняемым черными нитями по черному фону. Обычный платок в качестве наплечной накидки носили также и в повседневности для тепла или защиты плеч от укусов комаров.

 

Головной убор у замужней женщины назывался «сорока». Он всегда скрывал макушку головы. Сорока состояла из мягкого донца, очелья и позатыльника с «хвостом» сзади. Хвостик этот украшался бисером, речным жемчугом, бусами, золотыми или серебряными нитями, пуговицами, стеклышками. На донце иногда нашивали крест из парчи или из ризы священников (если после пошива оставались кусочки ткани). Головной убор считался еще и оберегом для замужней женщины. Для замужней женщины показывать волосы было плохой приметой. У девушек же голова оставалась открытой, украшалась лентами, повязками, платками. Девушки носили длинные волосы, заплетенные либо в одну косу или в косу, которую плели почти что со лба, приплетая к основной дополнительные пряди. Так называемая коса-колос.

Праздничные женские головные уборы украшались золотошвейной вышивкой, центрами распространения которой являлись монастыри. Такие головные уборы назывались «повойниками». Повойники очень берегли, они передавались из поколения в поколение. Особо праздничные женские и девичьи головные уборы были расшиты жемчугом, добываемым в реках, на которых располагались поселения. Они получили название «zemcugat». «Zemcugat» надевала девушка в момент главного события в ее жизни — в день свадьбы. Головной убор был доказательством ее благосостояния. Он состоял из трех частей: подзора, поднизи и широкой ленты. Девушке из бедной семьи приходилось брать «zemcugat» у кого-то на время. За это она вынуждена была заплатить деньги или выполнить определенные работы.

Вот такие наряды носили карельские девушки и женщины. Надеемся, что вам было интересно узнать об этой важной составляющей карельской культуры!

Записала Александра Лесонен

Фото Татьяны Соловьевой, Ольги Лаврентьевой, Виталия Никулина, Светланы Трушковой и других авторов из альбомов Общества «Viena»

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка орфографии на сайте.

Добавить комментарий