Время чудес

Святки издревле считались на Руси не только христианским, но и языческим праздником. Люди соблюдали религиозные каноны, но в то же время гадали на всевозможных предметах и животных, прислушивались к приметам и суевериям. О святочных традициях редакции «64 параллели» рассказала участница общества карельской культуры Viena Людмила Тихонова, опираясь на текст из книги «Русские праздники» Ивана Панкова.

Напомним

Святками в христианской традиции называется время с Рождества Христова до Крещенского Сочельника с 7 по 17 января по новому стилю и с 25 декабря по 6 января – по старому.

Христианская святость этих дней перемешивается в народе со всевозможными с языческими обычаями, например, гаданиями, переодеваниями в шутовские костюмы, пляскою и пением. Нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым набором обычаев, обрядов и примет, как Святки. Эта сторона торжества не имеет ничего общего с христианскими целями и настроением духа.

Ночь перед Рождеством была свидетельницей множества загадочных событий. Вечером женщины ни за что не оставляли кудели на прялках, чтобы черт не вздумал вместо них сесть за работу.

Не случайно святочные вечера в народе еще называли «страшными». Это время гаданий, попыток узнать свое будущее. Гадали на всем, что было под рукой: на воске, иглах, бобах, кофе и даже на курице.

В святые вечера люди всех возрастов принимали участие в празднике, особенно представительницы женского пола. Молодежь среди игр и веселий выбирала для себя суженных, старики рассказывали о прошлом. Все это совершалось вечерами, в полном собрании семейства. Женщины, посылаемые для сбора гостей – их называли «позыватками» – обходили дома, где жили незамужние девушки. Они приглашали их в семейство зажиточное, где лелеется ненаглядное дитятко, краса девичья, зазноба молодеческая.

Вечерние гадания обыкновенно начинались с той минуты, когда комната освещалась огнем. Собравшиеся все вместе в одном доме девицы выходили на улицу. Здесь каждая из них должна была спросить имя первого встретившегося ей человека. Верили, что таким именем и будет называться их суженный. Часто такое «окликание» проводили под Новый год. А еще девушки ходили под окна чужих домов послушать разговоры, какие они были – скучные или веселые? Такая у них и жизнь будет в замужестве. Подходили и к амбарам, и, если слышали в них пересыпку зерна, то верили, что замужняя жизнь пройдет в достатке.

Было и такое, что выходили девушки к забору и говорили: «Залай, залай собаченька! Залай, серенький волчок!». В какой стороне услышит девушка лай, в той стороне будет она в замужестве жить. Если лай раздавался близ дома, то считалось, что отдадут девицу замуж не в дальнюю сторону; если же лай был тихий, едва слышный, то выдадут замуж на чужую (далекую) сторону.

Бросали юные особы башмаки через ворота на улицу, потом выходили и смотрели, в какую сторону ботинок лежит носком. Куда нос смотрел, там и быть замужем. Худой признак для девушки был, когда ее башмак лежал, обращенный к домашним воротам. Значит, в этом году не выйти ей замуж.

Полуночные гадания всегда начинались после ужина, в двенадцатом часу ночи. В них участвовали взрослые девицы в присутствии опытных старушек. Гадающие садились у окна, и каждая приговаривала: «Суженный, ряженный, поезжай мимо окна». Если девушка слышала сани, проезжающие со свистом и смехом, то это предрекало ей жизнь веселую и хорошую, а если звук саней был тихий, то замужняя жизнь виделась в бедности.

Самые отчаянные девушки выходили в лунную ночь на реку «послушать в прорубь». Они стелили на лед коровью шкуру, садились на нее, смотрели в воду и слушали. Под толщей льда они должны были увидеть суженого в том наряде, в котором он придет на сговор о женитьбе.

Фото: pxhere.com

Оцените статью
64 параллель онлайн