Современный человек привык к тому, что чай и кофе всегда под рукой. А как раньше карелы относились к чаепитию и употреблению кофе, и какими путями эти напитки попадали к ним? Какие напитки заменяли дефицитные продукты? Ведущая разговорного клуба «Pakajamma karjalakši» Валентина Дмитриева записала воспоминания жителей деревни Вокнаволок и других карельских деревень Беломорской Карелии.
Ольга Мельчакова
– Бабушка говорила, что чай, муку, сахар, растительное масло, соль везли из Кеми обозами. Обозы останавливались на ночлег, отдыхали, проводили осмотры и кормили лошадей, и снова в путь. Однажды в обозе после стоянки не хватило двух мешков. Один старик сказал остальным: «Не беспокойтесь, все найдется». Чего-то он наговорил, тронулись дальше. А утром люди идут и видят: стоит на дороге мужик весь замерзший, а рядом два мешка с добром.
Кофе мололи в кофемолке из меди. Кофейник был около 15-20 сантиметров высотой, конусообразной формы, эмалированный. Для отстоя гущи в кофе клали чешую рыбы, обычно язя. У язя чешуя крупнее, чем у других рыб. Рыбу хорошо мыли, чешую собирали, сушили и по несколько штук клали в кофейник при варке. Кофе и чай пили с молоком и кусковым сахаром, который покупали или варили сами на воде либо молоке. В чай любили добавлять топленое молоко. В молоко, которое ставили «париться» в печь, клали бублик, чтобы стало гуще. Сушки и кренделя доставляли в Карелию посылками из Петербурга. Настоящим чаем считался индийский, который был в больших пачках, а внутри пачки фольга. Ее не выбрасывали, а сохраняли. Когда ездили на рыбалку с удочкой, в фольгу заворачивали рыбу и пекли на костре, на углях. Самодельный чай заваривали из чаги, из малины, черники, иван-чая. Допив чашку, бабушка переворачивала ее вверх дном, это означало: «Больше не хочу».
Раиса Рыбакова
– Моя бабушка советовала пить чай только из чашки с блюдцем, чтобы не остаться вдовой.
Нина Ремшуева
– По рассказам мамы, до войны чая почти не было, его изредка привозили из Кеми или Каяни и пили по праздникам. Заменяли чай напитком по такому рецепту: делали ячменные лепешки, сушили в печке и заваривали кипятком.
После войны часто находили финский чай и кофе в тех местах, где базировались солдаты. Чай был в желтых коробках, с ним большой кусковой сахар, а иногда было и печенье в железных банках. Кстати, раньше зимой замораживали молоко и творог где-то до середины лета, когда корова стояла.
Хилма Исакова
– В Кестеньге кофе варили редко, по воскресеньям. Я до замужества не пила ни чай, ни кофе. Мать и отчим обычно пили чай, а по воскресеньям бывал и кофейный напиток.
У одной из моих бабушек был самовар, но пользовались им редко, слишком хлопотное дело. Раньше с чаем по утрам обязательно подавали топленое молоко. На сенокосе заваривали травяной чай из листьев шиповника, черники, брусники.
В послевоенные годы (1946-1947 годы) мы с бабушкой жили в землянке, пекли лепешки из крови оленя и даже пили эту оленью кровь, было не до чая с кофе. Только в 70-е годы дядя начал привозить из Финляндии настоящий кофе.
Нина Сергеева
– Когда ходили в гости к Касьяновым, Федор Минович варил кофе. Дома мама варила кисель из ягод, иногда овсяный, ели это все со сладкой водой. Я не помню, чтобы варили морс, а вот в толченую бруснику добавляли воду и пили. Ягоды ели и так, и с толокном. В садике были компот и какао. За чай индийский сдавали ветошь и макулатуру. Помню, что в школе бокал чая и булочка стояли 10 копеек. Любили пить чай с топленым молоком.
Раиса Федорова
– Отец пил только чай, а мама – чай с топленым молоком. С чаем любили выпечку, но хлеб не покупали, сами пекли. Травяной чай заваривали летом и осенью из брусники и черники. В толченые ягоды брусники добавляли воду из речки и пили без сахара. Еще мама варила овсяный кисель, который ели со сладкой водой, сейчас я его варю сама.
Валентина Дмитриева
– Во многих источниках пишут, что карелы пили кофе утром сразу после пробуждения и еще много раз днем. Но я думаю, что это неправда, ведь кофе был очень дорогим удовольствием для карелов. Такое его употребление могли себе позволить только очень зажиточные семьи. Вот, кстати, одна карельская пословица про кофе: «Elä juo kahvie – šilmät muššutah» («Не пей кофе – глаза почернеют»).
И я из детства не помню, чтобы у нас пили кофе. Уже когда я начала работать в Юшкозере, мы с подружками покупали растворимый кофе. Насыпали ложку порошка в стакан, добавляли сахарный песок, размешивали хорошенько, затем наливали кипяток. Получался кофе с пенкой, как капучино. Было вкусно. Позже стали покупать кофе в зернах.
Чай мы в детстве со сверстниками пили мало. Зато заваривали листья и ягоды брусники, черники, особенно на рыбалке и на сенокосе. Пили кисель, молоко, простоквашу. Морс не варили, а в толченые ягоды добавляли воду и пили так называемую «брусничную воду».
Мама же чай любила и разбиралась в нем. Очень ценился чай индийский со слоном на упаковке. Помню, что мы однажды решили подшутить над мамой – пересыпали в коробочку с индийским чаем китайский. Конечно, мама сразу все прознала. Она понимала шутки и не ругала нас.
Чай всегда пили с топленым молоком. Мы ждали, когда само молоко закончится: тогда мама делила между детьми пенку от молока. Я бы сейчас многое отдала за чай с топленым молоком и домашним вареным сахаром.
Валентина Семёнова
– Гостей встречали чаем, сидели и беседовали о делах. После войны чай и кофе достать было сложно. Если у кого-то из соседей появлялся чай и они звали гостей его пить, то те, у кого был сахар, брали его с собой. Приглашали и детей.
Валентина Каракина
– Кофе пили по утрам и варили дорогим гостям. Зерна сами обжаривали в печке: в магазине продавался только не обжаренный. Кофе пили со сливками, иногда клали соль.
Чай же пили весь день, всегда заваривали свежий. Утренним чаем бабушка гадала женщинам. Обычно пили по две чашки чая без молока, опрокидывали чашку. Бывало, она начинала дребезжать. Это означало – к деньгам.
Соседки знали, что у моей бабушки Паро есть настоящий чай, так как муж работал в сельпо. Собрались как-то соседки чаевничать у Паро, нахваливают чай. Захотелось им узнать сорт такого вкусного чая. «Это и не индийский, и не цейлонский, а «kytovskoi» (кютовской)», говорит бабушка Паро. Что же это за сорт на самом деле? Оказывается, в чай Паро добавляла гриб — чагу. Она сама резала чагу на кусочки, молола на кофемолке и получалась очень хорошая добавка к заварке с листовым чаем.
Научный сотрудник Национального музея Карелии Татьяна Бердашева о зарождении чайных и кофейных традиций в Карелии:
– В Карелии чай появился в начале 19 века. Сначала его пили только состоятельные люди и по большим праздникам. К началу 20 века уже практически каждый карел мог себе позволить каждый день испить чайку. Карельское чаепитие было неспешным, по 5-6 раз на дню. Обычно за разговорами выпивали по 3-6 чашек чая. Натуральный чай и кофе были импортными, их пили по праздникам, а в будни заменяли суррогатным кофе из пережаренных зерен ржи с добавлением цикория. Корень этот выращивали в русском Заонежье. Карелы – издавна истинные ценители кофе. Этот напиток был распространен на севере Карелии еще в дореволюционные годы, когда мелкие торговцы-коробейники ходили торговать в соседнюю Финляндию.
Валентина ДМИТРИЕВА, Александра ЛЕСОНЕН
Фото: Валентина Тарасова; pexels.com