По данным ТАСС, только в 2018 году зарегистрировано 42 712 фактов мошенничества, совершенных с использованием мобильной связи. В большинстве случаев за данными действиями стоит целая группа подготовленных и технически подкованных, грамотных людей, и понять сразу, что вам звонит мошенник, бывает очень сложно. Роскачество составило памятку, которая поможет распознать преступника по звонку.
Наиболее распространенные признаки того, что вы общаетесь с мошенником:
Неизвестный просит вас сообщить CVV (код сзади карты) банковской карты, кодовое слово или код из смс
Как только вы услышали эту просьбу — на линии мошенник. Спокойно прервите разговор и сообщите в ваш банк, с какого номера поступил звонок.
Вам указывают реквизиты для перевода
Ни в коем случае не переводите по ним средства, даже если легенда кажется вам убедительной. Проверяйте любую легенду! Уточняйте ФИО звонящего и детали, которые не может знать посторонний человек, обязательно свяжитесь с родными, если речь идет о них.
Вас просят предоставить какие-либо личные сведения
Обязательно уточняйте, для чего это необходимо. Если вы сомневаетесь, что на линии банковский сотрудник, не озвучивайте ничего, что связано с вашими банковскими счетами, паролями, паспортными данными, кодовыми словами, а также другие сведения, разглашение которых может привести к финансовым потерям.
Вас «предупреждают» о мошеннической операции с вашим счетом
Выглядит все примерно так: вам звонит «сотрудник банка», клиентом которого вы являетесь, и говорит, что с вашего счета неизвестные пытаются списать некую сумму денег. Запомните – это «развод»! Обычно в подобных случаях банк автоматически блокирует все движения денежных средств по карте, и сам клиент звонит для разблокировки и называет свои данные.
«Сотрудник банка» отказывается называть свои ФИО, должность и рабочий номер телефона
Если собеседник представился сотрудником банка, лучше перезвоните в банк самостоятельно и уточните, действительно ли звонок поступил от его сотрудников, попросите перевести на него и продолжите диалог. Звоните только по телефону, указанному на сайте или на карте, а не по номеру, который продиктовал вам собеседник или который поступил в смс.
Вас «ждет» куча денег
Вам могут рассказать о том, что вы выиграли в лотерее, или вам сейчас будет осуществлен денежный перевод, однако от вас требуется либо информация по карте, либо некий взнос. Вспоминаем русскую пословицу: “бесплатный сыр бывает только в мышеловке”.
На вас давят, чтобы вы быстро приняли решение, торопят
Часто описывают пугающие сценарии. Запомните – две минуты ничего не решат. Спокойно разберитесь в ситуации, задавайте уточняющие вопросы, не позволяйте тревоге затмить здравый смысл. Объявите, что вы записываете разговор. В большинстве случаев именно это заставляет преступников пойти на «попятную».
Куда жаловаться на телефонных мошенников?
«Если звонок поступил, якобы, от сотрудника банка, но вы «раскусили» мошенника или даже просто подозреваете – свяжитесь с банком, от имени которого был совершен звонок, и продиктуйте им данный номер. Далее банк будет самостоятельно принимать меры по блокировке номера мошенника. В случае, если вы столкнулись с подобной ситуацией или даже по какой-то причине «клюнули» на удочку аферистов — обращайтесь ближайшее отделение полиции с заявлением о преступлении. Пригодятся все факты, которые вы запомнили», – объясняет Илья Лоевский, заместитель руководителя Роскачества.
Фото: PressFoto/PRESSMASTER