В программе вчерашнего визита президента России в Карелию значилось два пункта, непосредственно касающихся республики. Во-первых, и.о. губернатора представил на форуме АСИ «Точка кипения» концепцию развития Карелии, во-вторых, Владимир Путин лично поговорил с Артуром Парфенчиковым.
Первый пункт был весьма традиционен. Ничего нового жители республики о своем будущем из презентации Парфенчикова не узнали: лесной и горнопромышленный комплексы остаются стратегически важными отраслями экономики; машиностроение будет развиваться на базе завода «Петрозаводскмаш»; судостроение – на базе Онежского судостроительного завода; рыбоводы должны к 2020 году давать до 35 тысяч тонн рыбы в год; перспективы сельского хозяйства в молочном животноводстве. Ну, и, конечно, IT-технологии на базе университета и туризм. Похожие речи регулярно произносили и предыдущие руководители региона.
Личная встреча президента с губернатором оказалась интереснее, поскольку глава государства к ней подготовился. Путин передал Парфенчикову папку с вопросами, которые поступили на телевизионную «горячую линию» и поручил разобраться. Затем в беседе президент обозначил проблемы Карелии:
– Вопросы традиционные, тем не менее анализ того, что поступило на «Прямую линию», показывает, что одним из самых болезненных вопросов является ветхое жильё. Сейчас не буду здесь перечислять, хотя хочется что-то воспроизвести, но, имея в виду, что Вы всего пять месяцев работаете, к Вам вопросов, конечно, нет. Просто обращаю Ваше внимание на эти болевые точки.
По жилью: субсидии для молодых семей. Здесь правильно один из обратившихся пишет. Молодые семьи до 35 лет получают субсидии. Они уже несколько лет ждут субсидии, и если так дальше дело пойдёт, то скоро 35 лет им – и всё, они теряют возможность получить эти субсидии.
Вторая проблема – это доступность медицинской помощи, особенно в небольших населённых пунктах. Да, проводятся преобразования в медицинской сфере, но эти преобразования не должны вести к тому, что в небольших населённых пунктах, удалённых от крупных центров, не останется вообще никакой медицинской помощи. Вот город Кемь: «В больнице нет терапевтов, хирургов, детского, родильного, инфекционного отделений, надо ехать 250 километров. Звонила в минфин, мне сказали, что всё нормально». Это не нормально. Пожалуйста, обратите на это внимание.
Теперь малые города и моногорода – Медвежьегорск, Надвоицы, Беломорск, Кондопога – здесь вопрос в сохранении рабочих мест. Эти проблемы наверняка носят системный характер, с наскока их не решить, нужно обратить на это внимание.
И одна очень серьёзная проблема, я думаю, она очень актуальна именно для Карелии – вырубка лесов на территории Карелии. Люди обращают на это внимание: «Отношение заготовителей к лесу хищническое. После рубок лесосеки не убирают уже несколько лет. При этом лесное богатство края, его экспортный потенциал никак не влияет на уровень жизни жителей». Это говорит о том, что работа в этом направлении не организована должным образом.