Российские налоговые риски при счетах и активах в ОАЭ: анализ современной практики и рекомендаций

Рекламный материал

В последние годы интерес Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС) к зарубежным счетам граждан и компаний, находящихся в Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ), значительно усилился. Такая динамика объясняется глобальными изменениями в налоговой прозрачности и ужесточением контроля над легализацией доходов, а также внедрением международных стандартов, среди которых ключевым является автоматический обмен налоговой информацией (CRS). После 2018 года, когда этот механизм начал работать, российские налоговые органы получили доступ к широкому спектру данных о зарубежной финансовой активности резидентов.

Первоначальный импульс к усилению контроля был связан с ростом числа открытых счетов и инвестиций россиян в ОАЭ. Несмотря на введение с 2023 года корпоративного налога и ужесточение регуляторных процедур, Эмираты остаются одной из самых привлекательных юрисдикций для россиян благодаря развитой банковской инфраструктуре, относительной политической стабильности, а также более либеральному подходу к раскрытию информации по счетам и операциям компаний.

Однако рост активности не остался незамеченным. Налоговые органы России через CRS получают сведения о счетах, транзакциях и структуре владения активами. Это позволяет тщательно анализировать выполнение налоговых обязательств, выявляя как очевидные нарушения, так и косвенные признаки уклонения от декларирования. При этом характерная особенность работы ФНС – акцент не только на прямых данных, но и на анализе транзакционной активности, выявлении цепочек переводов и фактических обстоятельств операций.

С 2026 года вступит в силу новое соглашение между Россией и ОАЭ об избежании двойного налогообложения, предусматривающее расширенный обмен налоговой информацией. Это приведёт к дальнейшему укреплению механизмов контроля и предоставит российским органам возможность более эффективно отслеживать доходы, получаемые резидентами в ОАЭ, а также структуру движения капитала и конечных бенефициаров.

Последние два года стали переломными для корпоративного сектора ОАЭ: был введён налог на прибыль в размере 9 процентов для ряда бизнесов, а сами банки усилили процедуры комплаенс и контроль происхождения средств клиентов, особенно из России. Для физических лиц ужесточилось и регулирование банковских операций: в ОАЭ теперь особое внимание уделяется анализу частоты переводов между странами, проверке легальности капиталов, а также отчетности по цепочкам владения и конечным бенефициарам.

Особое значение имеет корректное определение налогового резидентства. Получение Emirates ID и статуса резидента ОАЭ не освобождает российское физическое или юридическое лицо от налоговых обязательств в России, если оно сохраняет налоговое резидентство РФ. Банки и контролирующие органы в Эмиратах охотно предоставляют информацию в рамках обмена CRS, а ситуация осложняется недооценкой риска открытости данных среди российских клиентов. Нарушения нередко связаны именно с незнанием новых регуляторных требований, а не с умышленным утаиванием доходов.

Эксперты отмечают тенденцию к ежегодному увеличению числа запросов и претензий со стороны ФНС к лицам, имеющим счета и активы в ОАЭ. Реально возможные налоговые и правовые последствия – от начисления доначислений и штрафов до более серьезных санкций и даже подозрений в отмывании доходов. Массовое открытие счетов за границей стало предметом внимания уже не только налоговых, но и правоохранительных структур, что свидетельствует о масштабе явления и важности прозрачности в структуре бизнеса.

В ближайшие два-три года стоит ожидать роста числа налоговых проверок, осложнённых нюансами нового соглашения между странами и расширением инструментов контроля. Рекомендации практиков в таких условиях предельно прагматичны: корректно оформлять все уведомления, вовремя декларировать доходы и внимательно отслеживать изменения законодательства как российского, так и эмиратского. Важно заблаговременно выявлять потенциальные риски и привлекать квалифицированных консультантов для минимизации негативных последствий.

Технологический прогресс также усиливает возможности ФНС. Использование больших данных и цифровых инструментов позволяет анализировать динамику операций в реальном времени и выявлять аномальное поведение клиентов банков, что требует от собственников активов особой осмотрительности. Прозрачная структура владения, понятная финансовая документация и корректное определение налогового статуса становятся основой личной и корпоративной безопасности.

Опыт других стран показывает, что после всплеска притязаний и адаптационного скачка происходит постепенное снижение числа конфликтов. Осведомлённость клиентов и качественная юридическая поддержка приводят к формированию новой практики декларирования, где прозрачность становится инструментом снижения рисков и залогом стабильной работы бизнеса в международной среде.

В долгосрочной перспективе интеграция банковских систем ОАЭ и России и станет ещё глубже, автоматизация процессов обмена данными – стандартом, а возможность ухода от налоговых обязательств сведётся к минимуму. До тех пор надёжная стратегия – это своевременное выполнение всех процедур, разумное налоговое планирование и соблюдение принципов прозрачности. Именно такой подход позволит избежать претензий и сохранить деловую репутацию на конкурентном международном рынке.

Реклама

ООО «ДЖИ ЭС ЭЛЬ — ПРАВО»

ИНН 7701670060

ККТУ 30.14.1

ERID: 2VfnxvJsphN

 

Оцените статью
64 параллель онлайн