Не скрою, мы очень волновались, затевая это. Да, у костомукшан есть хорошая привычка – ходить в кино. Но здесь было другое кино, не кассовое, не массовое. Костомукша – не Питер и даже не Петрозаводск. Сколько раз мне приходилось слышать: «У нас народ не ходит на интеллектуальное кино. На документальное, да еще за деньги? Это вряд ли…»
Да, это не развлечение. Это не Marvel и даже не набравшие популярность отечественные мега-хиты о победах в спорте. И, конечно, трудно, всю жизнь слушая русский шансон, заставить себя прийти на концерт в филармонию; и Вагнер в опере никогда не зайдет, если ты до этого ни разу не был хотя бы на «Евгении Онегине».
Но решили попробовать. Я в зале обычно всегда чувствую атмосферу, зрительскую причастность. На «Медведях Камчатки» она была полной. Тишина, не нарушаемая хрустом попкорна, была живой. В темноте ощутимы были незримые улыбки и сопереживание зрителей, хотелось воскликнуть, как в сказке про «Маугли»: «Мы с тобой одной крови!» Где-то рядом чей-то ребенок негромко зудел на ухо родителям: «Ну все, пойдем уже, надоели эти медведи». Но мать была непреклонна, и ребенок досидел до конца. Не знаю, запомнит ли он что-то из этого фильма: фантастические пейзажи Камчатки, огромные, как кратеры вулкана, водовороты камчатского лосося на нересте, улыбку спящего медведя или отчаянную драку за место охоты. Хочется верить, что это отложится где-то на подкорке его сознания, заполненного компьютерной анимацией и игрушками. Эта, настоящая жизнь – другая, она требует чуткости, открытости сознания, желания познаний.
И большинство зрителей, пришедших на этот и другие сеансы фестиваля БЭФФ (Баренц экологический фильм фестиваль) оказались именно такими. Они аплодировали стоя, они благодарили, спрашивали: «А где можно посмотреть еще это кино?», «А как это снималось?», и тут же покупали билеты на следующий сеанс фестиваля.
На научно-популярный фильм в малый зал ДМиК зрителей собралось больше, чем было мест в зале, пришлось ставить стульчики. «Короткий метр» из четырех художественных фильмов (не все равнозначные) собрал меньше зрителей. Возможно, потому что показ совпал с футбольным матчем «Россия — Саудовская Аравия». И, тем не менее, когда я читаю отклики в соцсетях: «Побольше таких показов, хотя бы в малом зале, чтоб альтернатива была. Спасибо вам большое!», я понимаю, что такое кино в Костомукше востребовано.
Спасибо, зрители, что помогли мне это узнать.
Анна Токарева
директор Центра культурного развития «Среда»