На «Карельском окатыше» профессию токаря впервые осваивают женщины. Сейчас обучение проходят семь человек, пять из них обучаются за счет предприятия.
Кропотливая профессия
Татьяна Крохмалева стала первой женщиной, которая освоила эту специальность на «Карельском окатыше». Уже второй месяц она трудится в управлении транспорта токарем.
– Это очень нужная, но непопулярная профессия. А еще она кропотливая и ответственная. Однако на «Карельском окатыше» меня поддержали в моем решении и после учебы приняли на работу, поэтому я ни о чем не жалею. Меня не пугает, что работа требует постоянного внимания, – говорит Татьяна. – Мне нравится мой коллектив и сама работа, она интересная, а главное – востребованная.
По специальности Татьяна – портной верхней мужской одежды. Последние двадцать лет она трудилась на предприятии «АЕК». Поначалу работала с электроникой, потом была оператором станка с программным управлением по нарезке проводов и набивке наконечников. В 2022 году завод сократил производство. Татьяна, как и другие сотрудницы, стала безработной. От знакомых она узнала, что в управление транспорта комбината нужны токари. Попросилась в цех на экскурсию, присмотрелась, а потом решила рискнуть. В интернете нашла образовательное учреждение, которое дистанционно обучает профессии токаря, получила диплом, прошла практику и трудоустроилась на комбинат.
– Мне моя новая работа очень нравится. Не боюсь работать руками. Хотя был момент, когда не все получалось и хотелось отказаться, но когда опыта набираешься, уже все страхи позади, – добавляет Татьяна.
Цифры
На «Карельском окатыше» трудятся 3 340 мужчин и 569 женщин.
Женщина у станка
Сейчас Татьяна уже сама обучает девушек, которые проходят в цехе практику, объясняет им тонкости будущей профессии.
– Не скажу, что работа сложная, – рассказывает одна из практиканток Ольга Антонова, которая тоже ранее трудилась на «АЕКе». – Сначала я также побывала здесь на экскурсии, заинтересовалась и прошла обучение от комбината. Все мои родственники трудятся на «Карельском окатыше» и они меня, естественно, поддержали.
– По причине больших нагрузок, возникающих в процессе эксплуатации локомотивов, стирается гребень колёсной пары, на рабочей поверхности появляются различные дефекты – выбоины и сколы. Чтобы не допустить разрушения рабочих механизмов и не создать аварийную ситуацию, проводится регулярная обточка колёсных пар железнодорожной техники. Эти работы на нашем участке выполняет токарь. У нас всегда был мужской коллектив, а сейчас девушки пришли. Глаз радуется, приятно с ними работать, – рассказывает начальник участка ремонта железнодорожной техники управления транспорта Владимир Беликов.
Для того чтобы привести колеса в порядок сначала выполняется наплавка колесных пар, потом с помощью мостового крана они устанавливаются на токарный станок. Затем токарь обтачивает гребень и сами колеса. В депо есть еще станок для обточки колесных пар, но уже без их снятия с электровоза.
– Во время обучения мы изучали все виды станков, сейчас пока осваиваем те, что задействованы на нашем участке, – рассказывает практикант Екатерина Фаткулина. – Тяжести мы не носим, мужчины нам помогают, например, перед обточкой пары снимают вагонные крышки, которые весят по 30 килограммов. Еще помогают с заменой фрезы на станке и выгрузкой железной стружки после обточки.
После завершения обучения в учебном центре «Перспектива» все, кто пройдут практику и успешно сдадут экзамен, получат диплом станочника широкого профиля третьего разряда. После также пройдут обучение сопутствующим профессиям стропальщика и машиниста крана, необходимым для выполнения рабочих задач.
Марина Прокопенко, руководитель направления по привлечению талантов ресурсных предприятий «Северсталь Менеджмент»:
– Сегодня мы обращаем особое внимание на женщин, как на потенциальных работников, что обусловлено желанием расширить возможности для них на рынке труда, в производстве. И эта задача выполняется не только на «Карельском окатыше», мы стремимся реализовать ее и в других ресурсных активах «Северстали».