Сегодня, 5 октября, отмечается День учителя. В этот день мы чествуем педагогов, которые играют важную роль в жизни каждого человека. Они не только передают знания, но и формируют личность, помогают ученикам найти свой путь в жизни. В 2024 году в рамках программы «Земский учитель» в костомукшские школы приехали три новых педагога. Одна из них – учитель информатики гимназии Анастасия Самохвалова. «64 параллель» встретилась с Анастасией Дмитриевной и обсудила, как преподавать информатику современным детям, какие языки программирования они изучают и могут ли быть гаджеты полезны в освоении этого предмета.
– Анастасия, расскажите немного о себе. Почему вы решили стать учителем? Где работали ранее?
– Я переехала в Костомукшу из Ярославля. По специальности я программист. В моем родном городе программисты могут пойти учиться либо в педагогический, либо в политехнический. Я выбрала Ярославский педагогический институт. На первую работу я устроилась в детский сад. Мне понравилось заниматься с детьми, и я поняла, что хочу стать учителем. Так я попала в школу. Мне было интересно взаимодействовать с более взрослыми детьми, общаться с ними, беседовать. Также я работала в колледже и институте.
– Как вы узнали про наш город, почему решили приехать сюда? Нравится ли вам в Костомукше?
– Мой муж часто ездил с другом в Карелию на рыбалку, и я решила рассмотреть этот регион для переезда. У меня на примете было несколько вариантов: Новгородская область, Краснодарский край и Севастополь. В Карелии я нашла вакансию учителя в гимназии на сайте «Труд всем». Я позвонила, отправила резюме и получила предложение о работе. Ирина Валентиновна, директор гимназии, сразу же связалась со мной и спросила, точно ли я приеду. Она предложила мне попробовать устроиться в школу по программе «Земский учитель». Я согласилась, и всё получилось.
– Как вам новый коллектив. Уже успели сработаться?
– Мне очень нравится коллектив в новой школе. Все готовы прийти на помощь, объяснить и поддержать. Есть люди, которые мне помогают. Ирина Нестерова помогает мне по математике и информатике. Юлия Доромейчик работает в «Точке роста». Мы с ней участвуем в одних и тех же конкурсах и часто работаем в одних и тех же кабинетах.
– Как вы считаете, какими навыками и знаниями в области информатики должен обладать современный школьник?
– Для детей важно уметь работать с компьютерами и офисными пакетами, так как они используются повсеместно. Дети, играя дома с гаджетами, привыкают к управлению одним пальцем и не умеют работать с текстом и клавиатурой. Это связано с тем, что в телефонах другая клавиатура. Офисные пакеты нужны везде, начиная от работы в магазинах и заканчивая крупными компаниями. Также важно программирование. Ребёнку нужно выбрать язык, который ему больше интересен. Например, есть языки программирования, которые помогают создавать виртуальную реальность и конструировать беспилотники. Профессия программиста востребована и хорошо оплачивается. Информатика является наиболее популярным предметом среди школьников. Сдав ЕГЭ по информатике, можно поступить на программы по информационной безопасности, программированию или изучению компьютерных сетей.
– Какие языки программирования вы преподаете?
– На своих уроках я стараюсь внедрять различные языки программирования. По стандартам получается, что ученики знакомятся с одним языком программирования в пятом и шестом классах, с более простым языком, например, «Кумир» или «Чертёжник». В среднем звене, с седьмого по девятый класс, изучают Pascal, а с десятого класса добавляется второй язык программирования, например, Python. В Ярославле я преподавала много языков программирования, в том числе C++ и Java.
– Какие методы и подходы вы используете для обучения?
– Мне нравятся наглядные методы. Например, мы проводим лекции, где я диктую материал, а ученики его записывают. Так информация лучше запоминается, потому что дети не только слышат, но и видят её, а также записывают. Поскольку я преподаю информатику, я использую практические методы. Мы проводим лабораторные работы и готовимся к экзаменам. Недавно мы начали подготовку к ОГЭ, и я использую метод, при котором даю ученикам задание, а они обсуждают, у кого какой ответ, какое решение является правильным. Каждый ученик высказывает своё мнение по решению той или иной задачи.
– Как цифровые технологии помогают вам в работе? Делается ли основной упор на программирование?
– Я использую проектор, компьютер и принтер для распечатки пособий. Учебники по информатике часто меняются, поэтому мы либо записываем информацию, либо распечатываем её. В алгебре раньше использовались справочники, но современные дети не привыкли к ним, поэтому им нужно распечатывать информацию, чтобы они могли её видеть и использовать. На уроках я не делаю упор на программирование, а больше на другие аспекты. В зависимости от класса информация даётся с нарастанием сложности. Преподавание информатики начинается с седьмого класса, но есть пропедевтические занятия со второго класса. Я считаю, что информатика должна внедряться в технологию со второго класса, чтобы дети знакомились с клавиатурой и учились набирать текст. Так было в Ярославле. Здесь я пока не знаю, как организованы подобные занятия. Время покажет.
– Анастасия, расскажите, как проходят ваши уроки?
– К примеру, на занятиях ученики 7-х классов выполняют лабораторную работу по созданию папок и файлов. Они учатся создавать пустые файлы, сохранять документы и работать с Word. В старших классах ребята изучают текстовые документы, форматирование, редактирование, создание формул и презентаций. Они могут даже создавать мультики в презентациях. На уроках информатики мы разбираем внутренности компьютера и двоичную систему исчисления. Я объясняю детям, что минимальный проходной балл на экзамене по информатике – всего пять баллов. Многие думают, что набрать их легко, но на самом деле это не так. Если не знать азы, то даже пять баллов набрать будет сложно.
– А что можете посоветовать ученикам, которым трудно даётся информатика?
– Я не требую от детей, чтобы они обязательно записывали материал в тетрадь. Каждый ребёнок индивидуален. Кто-то считает, что ему нужно записать информацию, чтобы потом выучить. А кто-то уверен, что у него фотографическая память, и он всё поймёт, если просто посмотрит. Есть дети, у которых не получается что-то понять. Возможно, у них нет желания или они стесняются подойти ко мне. Это может быть связано с комплексами. Нужно разобраться, почему не получается, и только потом давать советы. Кому-то могут понадобиться дополнительные занятия. Кому-то нужно лучше учить теоретическую часть. А кому-то просто нужно слушать на уроках и выполнять задание сразу, как только он что-то понял. Если ребёнок отвлекается, он может что-то пропустить, и у него возникнут проблемы с усвоением материала.
– Нынешние дети больше интересуются современными технологиями и разбираются в технике. Помогает ли им это в изучении информатики?
– Учитывая, что все дети пользуются гаджетами, важно понимать, что они могут помочь в одних областях, но отвлекать в других. Создание игр на Java или работа в виртуальной реальности – это те области, где гаджеты могут быть полезны. Однако в повседневной жизни, где нужно печатать текст, создавать таблицы и диаграммы, гаджеты не всегда помогают. Они могут отвлекать детей, когда они сидят в телефонах и планшетах и общаются не по теме.
– Как думаете, чему нам можно научиться у подрастающего поколения?
– Открытости и готовности к общению. Раньше мы приходили в школу, учились и уходили, почти не контактируя с учителями. А сейчас дети больше стремятся к общению и хотят стать ближе к своим наставникам. У них лучше развиты коммуникативные навыки. Учителям тоже нужно быть более открытыми и готовыми к общению. Я стараюсь использовать любую возможность, чтобы увлечь и заинтересовать детей.
– Каким должен быть учитель, чтобы конкурировать с интернетом и соцсетями?
– Я думаю, что учитель должен идти в ногу со временем и общаться с детьми на их языке. Он должен понимать их сленг и интересы, чтобы быть для них авторитетным человеком. В интернете и соцсетях содержится огромный объекм информации, в нём даже современные дети могут потеряться. Учитель не может конкурировать с этим, но он может заменить интернет, если будет слышать ребёнка и общаться с ним на равных. Мне кажется, что в будущем учитель должен стать другом для ученика. Он должен помогать решать проблемы, которые возникают у школьника, и направлять его.
Кстати
Программа «Земский учитель» направлена на привлечение учителей в школы, расположенные в сельской местности и в малых городах с населением до 50 тысяч человек. Учителю, работающему по данной программе, предусмотрена единовременная компенсационная выплата в размере 1 миллион рублей.