Оказывается, сегодня самая большая проблема для медиков – не старое оборудование и не нехватка кадров, не низкие зарплаты и даже не бесконечный ворох документации, отчетности и всякой другой, зачастую бессмысленной, писанины. Самая большая проблема – всё более возрастающий поток претензий и жалоб на медиков во все инстанции, включая президента и губернатора. Накануне Дня медицинского работника «64-параллель» встретилась с заместителем главного врача межрайонной больницы №1 Еленой Богдановой.
Первым делом Елена Викторовна сообщила хорошие новости. Наконец-то в одну из операционных приобрели новое световое оборудование. Тому, которое используют сейчас, уже более 25 лет, и, естественно, оно безнадежно устарело. Новые бестеневые лампы позволят работать в качественно иных условиях. Стоимость одной лампы – 800 тысяч. Её приобрели за счет резервного фонда больницы, а на остальные надеются получить помощь спонсоров. То, что выделяет фонд ОМС на модернизацию оборудования, покрывает только одну десятую потребностей. А больнице очень нужен новый газовый стерилизатор; кипячение инструментов – это даже уже не прошлый век.
Два с половиной миллиона из собственных средств в прошлом году больница потратила на ремонт томографа СКТ и пятьсот тысяч – на ремонт рентгеновского аппарата.
В стадии оформления лицензия на такой вид услуг, как реабилитация. Совсем скоро пациенту после инсульта, инфаркта, хирургических вмешательств, осложненных родов можно будет получить достойное медицинское обслуживание здесь, на месте.
По-прежнему не хватает специалистов в поликлинике. Лор, по поводу приезда которой ликовал весь город, вскоре уехала. Не ожидал специалист, что в день у двери в кабинет будет выстраиваться по семьдесят человек, и всех нужно будет принять за одну зарплату.
– И все же мы стараемся двигаться вперед и предлагать все новые и новые услуги, – говорит Елена Богданова. – Медицина – одна из самых требовательных профессий, когда надо постоянно совершенствоваться. Кроме того, мы работаем под достаточно жестким надзором. И если пациент наблюдается с серьезным заболеванием или патологией, то его историю болезни регулярно проверяет страховые компании. Это постоянный прессинг и контроль, поэтому врач должен соответствовать определенным критериям.
Помимо профессионального контроля медики теперь испытывают и серьезный прессинг населения.
– К сожалению, – говорит Елена Викторовна, – наши люди теперь, зачастую не разобравшись в ситуации, пишут куда угодно – в прокуратуру, губернатору, президенту. При этом решение своей проблемы человек видит вне плоскости законодательства. Может быть, стоит для начала попытаться решить проблему на месте, в администрации поликлиники или стационара, и уже тогда, если вашу претензию не удовлетворили, обращаться в другие инстанции?
Девять из десяти жалоб, которые пишутся «наверх», Елена Богданова считает неправомерными. Она условно делит их на три категории.
Первая – это отказ в госпитализации. Например, родственники по какой-то причине не могут самостоятельно осуществлять уход за престарелым человеком и требуют, чтобы его положили в больницу. Не слишком при этом вникая, есть ли показания к госпитализации.
Вторая – неправильно, с точки зрения пациента, поставленный диагноз. Интернет им в помощь: начитались, сами себя продиагностировали, и – вперед, писать жалобы на неправильное лечение. Не вникая в то, что каждый пациент – это совокупность факторов, состояний и диагнозов, а не среднестатистический объект из интернета.
Третья – это когда нахождение в стационаре и лечение не соответствует ожиданиям. Зам. главного врача напоминает, что в Костомукше не самые плохие условия, и просит пациентов соотносить мечты и реальность.
На вопрос о том, какие претензии Елена Викторовна все же считает обоснованными, она ответила что да, врачи не боги, и ошибки в диагнозах бывают, особенно у молодых, не очень опытных докторов. Но они не критичны и не отражаются на состоянии здоровья.
– Опять же, бывают объективные причины – не смогли сделать СКТ потому что сломан аппарат. Но страховую компанию это не волнует. Или – нет лора. Один человек не может работать по 36 часов, и тоже хочет в отпуск. Но услуга населению в результате оказана не в полном объеме.
– Есть еще один вид жалоб, который вы не назвали, но который непременно существует, судя даже по обращениям наших читателей. Я имею в виду неуважительное отношение некоторых медиков к своим пациентам.
– Да, соглашусь, – ответила Елена Викторовна.– Но доктор хамит достаточно редко, во всяком случае, я таких не знаю. Вероятно, ситуация каким-то образом была спровоцирована.
Накануне Дня медика Елена Богданова пожелала всем горожанам здоровья, чтобы никакие серьезные болезни не омрачали их жизнь. А также самим бережней относиться к своему здоровью. Ну а коллегам – чтобы не разочаровались в профессии, и чтобы, как в первый день получения звания доктора, хотели и могли оказывать качественную медицинскую помощь.