Если про мусор издают отдельный регулирующий закон, значит, это кому-то выгодно. Нет, конечно, порядок с бытовыми отходами наводить надо. Но возникает ощущение, что при разработке новой законодательной базы, касающейся сбора и утилизации отходов, шибко умные и приближенные к власти поняли, что на этой теме можно очень неплохо подзаработать.
Примерно такой вывод можно было сделать после встречи в администрации, на которой обсуждалось настоящее и будущее костомукшского мусора. В ней приняли участие депутаты Совета, замглавы администрации Ольга Кережина, и, разумеется, директор ООО «МСА» Анатолий Михайлов.
До полигона не довезли
Инициировал встречу депутат Совета Вадим Фоминых. На августовской сессии администрация предложила депутатам изыскать средства на ликвидацию несанкционированных свалок вокруг Костомукши – в противном случае это грозит огромными штрафами, в разы большими, чем затраты на уборку. Именно поэтому Вадим предложил встретиться и обсудить проблему, понять, что можно и нужно сделать для того, чтобы таких свалок у нас не было в принципе.
Но, похоже, от этой беды нам в ближайшее никуда не деться…
У несанкционированных свалок два основных источника. Первый – садовые товарищества, которые ни в какую не хотят заключать договоры на вывоз и утилизацию мусора. Дачники из тех, кто посовестливее, собирают свой мусор и вывозят на официальный полигон сами. Но такие, к сожалению, далеко не все. Кому-то проще нагадить практически у дома, в ближайшем лесочке или у дороги по пути в город.
Второй источник – владельцы так называемого «некондиционного мусора» – тех отходов, которые на полигоне утилизировать запрещено. И вырастают где попало кучи из старых автомобильных шин, масляных канистр, ртутных ламп и прочей громоздкой, а порой и опасной дряни.
По этому поводу Анатолий Михайлов рассказал одну небольшую историю:
– Один их гаражных кооперативов заключил с нами договор. Мы установили контейнеры для мусора. Приезжает наша машина – а контейнеры как минимум наполовину заполнены тем, что на свалку везти нельзя. Водитель этот мусор грузить отказался. Ну, мужики уговорили меня, один раз вывезли. И что? Приезжает проверка, мне – штраф. И мужиков я понимаю, им куда-то надо это все девать, но и забирать такой мусор не имею права.
Что же до недобросовестных дачников, то выход, по всей видимости, один – законодательно закрепить обязанность заключения договоров на вывоз и утилизацию мусора и штрафовать тех, кто этого не делает.
Взять хотя бы горожан, проживающих в частном секторе, которые тоже в массе своей не торопятся заключать договоры. Они, возможно, и не гадят по окрестным лесам, а всего лишь вывозят мусор на свалку сами. При этом на предложение заключить договор на его утилизацию делают большие глаза: «Мы же сами вывозим!» И доказывать, убеждать, что содержание свалки – это большие расходы – практически бесполезно. Необходимо принимать законодательные меры.
Бизнес дробить не хочется
И не исключено, что в скором времени эти законодательные меры последуют. Чего не могут добиться те, кто работает с мусором на местах сейчас, вполне смогут сделать крупные компании, которые станут региональными операторами по сбору, утилизации и переработке мусора. И произойдет это не когда-то, а уже практически сейчас. Закон на уровне страны принят и действует. В Карелии региональный оператор начнет работать если не с января 2018 года, то с января 2019-го – уж точно. При этом, скорее всего, откладывать на год не будут.
Если в двух словах, то региональный оператор – это тот же Фонд капремонта или Дорожный фонд, только связанный с мусором. Сейчас предприятия и управляющие компании заключают договоры на вывоз и утилизацию с местными фирмами. В Костомукше это ООО «МСА». Но как только в Карелии появится региональный оператор, все договоры будут заключаться с ним и деньги тоже пойдут на его счет. Знакомая схема?
По той же знакомой схеме сотрудники этой фирмы сами за руль мусоровозов не сядут и свалки обслуживать не будут. Они назначат себе зарплаты и наймут местных подрядчиков. Большинство работ, связанных с мусором, является лицензируемым видом деятельности. Лицензии есть далеко не у всех. Нетрудно предположить, что как минимум на первом этапе подрядчиками станут все те же предприятия, которые работают на местах сейчас.
Что будет дальше – гадать трудно. Закон создавался с благой целью. И впрямь, давно уже надо навести в стране порядок в сфере складирования и переработки мусора. Иначе Россия может превратиться в одну большую свалку. Но вот что тогда будет с тарифами – вообще невозможно предсказать. Например, уже заявлены планы по закрытию к 2020 году большинства местных свалок и созданию нескольких централизованных полигонов ТБО. Костомукшский мусор придется везти аж под Сегежу. Считайте сами.
На недавнем совещании в правительстве прозвучало предложение создать в республике не одного регионального оператора, а несколько, по «кустам» (Север, Юг, Центр, Запад). Это дало бы возможность прийти на рынок уже опытным местным игрокам, знающим местную специфику. Предложение повисло в воздухе, в правительстве на него не отреагировали никак. У них, видимо, уже есть кандидат, дробить бизнес не хочется.
Ничего не напоминает? В истории с конкурсом на автобусные пассажирские перевозки тоже не хотели дробить чей-то очень хороший бизнес.
Кстати, возвращаясь к первой теме, про тех, кто вывозит мусор на свалку самостоятельно. Вне зависимости от того, когда придет на рынок региональный оператор и кому на тот момент будет принадлежать костомукшский полигон, контейнеры и тележка у ворот свалки исчезнут не позднее весны 2018 года. Такого нет уже нигде, это запрещено. Тем, кто захочет привезти мусор на полигон самостоятельно, все же придется оплачивать услуги по его складированию и утилизации.
В этом случае все понятно про законы и штрафы, неясно лишь, как это поможет ликвидации несанкционированных свалок.
До появления на рынке переработки ТБО регионального оператора осталось всего ничего. Никто не возьмется предсказать, что при этом произойдет. Одни надеются, что, пусть не сразу, но будет наведен порядок, появятся станции переработки мусора, исчезнут вонючие, кишащие крысами свалки и всем нам станет легче дышать. Другие, не отрицая положительных моментов, опасаются резкого скачка тарифов. Причем по разным причинам. С одной стороны – из-за выросшей себестоимости этих услуг, с другой – из-за жадности крупных мусорных бизнесменов, которые, демпингуя поначалу, вполне могут выдавить с рынка более мелких местных конкурентов, а потом уже взвинтить цены. Примеров таких хватает.
Особое мнение
Вадим Фоминых, депутат Совета КГО:
– Я инициировал эту встречу, потому что мне не понравилась история с выделением денег на ликвидацию несанкционированных свалок. Ведь тем самым нам приходится урезать другие расходные статьи бюджета. Я считаю, что вопрос надо решать системно, пусть не сразу все получится, но что-то сделать можно. Да, работа эта сложная и кропотливая, но с чего-то надо начинать. Необходимо не только взывать к сознательности людей, но и наказывать. А сейчас никого не штрафуют за это, полиция отстранилась по закону, административная комиссия бессильна. Правила благоустройства вроде есть, а никакого механизма алгоритма нет. Как с выгулом собак, та же история.
Но тут, по моему мнению, есть еще одна причина: то, что мы все привязаны ко времени прихода мусорных машин. Работающим по сменам это часто очень неудобно, и люди не самые воспитанные выносят или вывозят мусор куда придется. Пусть со мной многие не согласятся, но я предлагаю подумать об установке в городе контейнеров для мусора. Был недавно в Ульяновске – там стоят контейнеры, и при этом чистота и порядок, никаких крыс. То же самое – в новых микрорайонах Петрозаводска, типа «Древлянки-8». Я уж не говорю про Финляндию, там еще и раздельный сбор мусора налажен. Значит, можно все-таки эту работу наладить без неприятных последствий? Просто тут тоже нужен системный подход – при заключении контрактов с теми, кто этим занимается, контроль за деятельностью управляющих компаний, жесткая позиция по отношению к дачным товариществам. Я убежден: если систему выстроить, она будет работать. Я хочу жить в нормальном, чистом городе!