НЕ ДРОВА ВЕЗЕТЕ! Когда наведут порядок с автобусами на Петрозаводск?

Фразу, вынесенную в заголовок, наверняка, слышал, а может и произносил почти каждый. И чаще всего она звучит в общественном транспорте. Для Костомукши эта печальная присказка стала еще более актуальной в этом году. С начала года — уже три ДТП с рейсовыми автобусами, два последних — практически в одном и том же месте, недалеко от Тикши, с разницей во времени меньше месяца, 17 мая и 9 июня. 

 

Внутреннее дело

Последний случай переполнил чашу терпения костомукшан. За различной медпомощью к врачам обратились 15 человек. Официальные органы власти до сих пор точно не знают, как посчитать пострадавших, но по сведениям республиканской ГИБДД на день происшествия три человека были госпитализированы, а четверым назначено амбулаторное лечение.

Как бы то ни было, вот что рассказала в соцсетях о происшествии одна из пассажирок:

Мы после Ледмозера пересели вперед, что нас и спасло от больших проблем. Противно читать комментарии о том, что мы, пассажиры, не пристёгиваемся. Неужели я буду жертвовать судьбой внучки? Скажите, у кого-нибудь из пассажиров этого автобуса были рабочие ремни безопасности на сиденьях? У нас не было. В момент аварии я внучку крепко держала руками, т.к. она спала. Пишут комментарии и про двери, что они свободны. Но передняя была подперта деревьями, а запасная дверь не открылась. Мужчинам пришлось ломать окно. Хотя водитель возражал, так как было сзади задымление. А как долго водитель искал аптечку?!.. Такая вот поездка…

 

Высказал свое мнение о случившемся и депутат карельского парламента Максим Воробьев, который навестил в больнице пострадавших:

– Меня возмущает то, что пассажирские автобусные перевозки в республике осуществляли транспортные компании, которые, не думали о безопасности людей, нарушали законодательство. Высокая востребованность автобусного сообщения между столицей республики  и нашими северными районами обусловлена тем, что поезда ходят всего два раза в неделю. Считаю, что необходимо,  вернуть ежедневное железнодорожное сообщение. И пока не будет наведен порядок в сфере автобусных перевозок и отремонтированы аварийные участки трассы, люди должны иметь возможность ездить в Петрозаводск и обратно на поезде, не подвергая себя опасности попасть в ДТП.

 

Происшествие без наказания

Вопросы, поставленные в эмоциональной записи пассажирки, вполне законны и требуют ответа. Как всегда, хочется знать, кто виноват и какое наказание обрушилось на его голову. Когда случается какое-либо ЧП на дороге, в первую очередь мы обращаемся в ГИБДД: и за помощью, и за разъяснениями. С точки зрения автоинспекции, нарушения правил не было, автобусы были исправны, дорога — нормальная, а водители трезвые. Так что вроде бы все случившееся уже и не их епархия. «Приговор» во всех случаях в официальных документах звучит одинаково: водитель не справился с управлением. Что сталось с последним и с предприятием ООО «Автобусная транспортная компания», где такие водители работают, мы отправились выяснять в государственный комитет по дорожному хозяйству, транспорту и связи, и там задали вечный русский вопрос начальнику отдела транспорта Андрею Наумову.

– Кто наказан? По фактам ДТП, согласно требованиям федерального законодательства по безопасности дорожного движения, на предприятии проводились служебные проверки. Вина по результатам расследований была возложена на водителей транспортных средств. Это все оформляется документально, а сами документы хранятся в течение трех лет на предприятии. По результатам данных служебных расследований водители были отстранены от управления транспортом и были направлены на переподготовку, опять же в рамках самого предприятия. Со всем водительским составом этого предприятия был проведен внеплановый инструктаж по фактам ДТП.

— Как контролируется состояние здоровья водителей?

— Водитель обязан проходить медицинские осмотры: предрейсовый и послерейсовый. Либо у предприятия должен быть свой медработник, но на эту деятельность нужна лицензия, либо заключается договор с медицинским учреждением и водители туда ездят.

— А насколько технически хороши автобусы марки Jac, которые были на этих трех рейсах?

— Если ГИБДД ставит на учет автобус, значит, он соответствует техническому регламенту Евразийского союза и может эксплуатироваться в России. Что касается «Джаков», они вполне пригодны, это междугородние автобусы мягкого класса, то есть автобусы не плохие. Но здесь надо понимать, в каком они были состоянии. Эти автобусы, конечно, уже не очень хорошего качества. Они пришли из Санкт-Петербурга и, по большому счету, выработали себя. Были проблемы, мы работали с компанией, чтобы автобусы ремонтировались, мылись, чтобы были исправны ремни безопасности. Одно из требований на междугородних перевозках – наличие на каждом пассажирском сидении ремня безопасности и его исправность. В этих автобусах они были, но у нас еще такие пассажиры… Садятся и думают: а, ремень, бог с ним, пусть висит. Водители заставляют пристегиваться, но с каждым пассажиром ругаться не будешь. Особенно перед рейсом, когда не нужны отрицательные эмоции. Те пассажиры, которые не пристегиваются, больше всех и страдают при ДТП.

 

Несчастье помогло

Так бы мы и ездили с переподготовленными на том же предприятии после служебной проверки водителями, если бы избавится от опасного для жизни и здоровья перевозчика не помог бы случай. На следующий день после последнего ДТП компания «АТК» и еще две других просто отказались возить пассажиров. 10 июня они не вышли на линию, таким своеобразным способом поздравив Карелию с Днем республики. Правительству стало не нужно блюсти приличия, и руководитель госкомитета Евгений Пыленок заявил, что направил в компетентные органы информацию о случившемся.

В сложившейся ситуации комитету пришлось договариваться с местными перевозчиками, и сейчас в республике работает временная схема пригородных и межмуниципальных перевозок. На костомукшском направлении работают индивидуальные предприниматели Коршунов и Белкин, а также компания «Нордлайн». В июле же будет проведен новый конкурс, поскольку результаты прежнего признаны арбитражным судом недействительными.

Напомним, в 2015 году все карельские автобусные маршруты были объединены в четыре лота, хотя до этого их было 95. Таким образом, небольшие перевозчики были выдавлены с рынка, который заняли государственное предприятие «Карелавтотранс» и три те самые компании, пришедшие в Карелию из Питера и скоропостижно прекратившие работу.

Детали нового конкурса в госкомитете пока не раскрывают, обещая, что вся документация скоро будет официально опубликована. В ведомстве говорят, что в новом конкурсе сможет поучаствовать на равных условиях любой перевозчик, даже те, у кого в парке всего один автобус. Эти детали, прежде всего, интересны самим транспортным предприятиям, а нас, пассажиров, по-прежнему больше интересует безопасность, комфорт и цена билета. Тем более что конкурс открытый, и на него сможет заявиться в том числе и хорошо нам известное ООО «Автобусная транспортная компания». Правда, по словам Андрея Наумова, выиграть маршрут до Костомукши у этой компании практически нет шансов.


Согласно федеральному законодательству, все конкурсанты будут оценены, кроме всего прочего, по четырем критериям:

1. Класс автобуса и срок его эксплуатации (чем новее машина, тем больше шансов на победу);

2. Значатся ли за перевозчиком учетные ДТП (то есть те, в которых погибли или пострадали люди) в течение года до даты конкурса;

3. Опыт регулярных пассажирских перевозок, подтвержденный прежними государственными или муниципальными контрактами;

4. Технические характеристики, которые влияют не на безопасность, а на качество обслуживания, например, кондиционер в салоне, туалет или, скажем, низкопольные машины.

По всем этим критериям будут начисляться или сниматься баллы.


Кто выиграет конкурс, покажет время. Но о некоторых переменах в будущем мы уже можем сообщить. Хотя сетка маршрутов по республике в целом останется той же, время выезда машин может поменяться. В частности, ночной рейс из Костомукши перенесут на утро. Это позволит водителям больше отдыхать между рейсами и не ехать в самое тяжелое для организма время, ранним утром, в 4-5 часов, когда и произошли все три происшествия. К слову, раньше существовал запрет на движение междугородних автобусов в ночное время, потом его отменили. Так что это новое -всего лишь хорошо забытое старое…

Кстати, приятный сюрприз для соседей: планируется запустить новый маршрут до Муезерского.

Оцените статью
64 параллель онлайн