Фразу, вынесенную в заголовок, наверняка, слышал, а может и произносил почти каждый. И чаще всего она звучит в общественном транспорте. Для Костомукши эта печальная присказка стала еще более актуальной в этом году. С начала года — уже три ДТП с рейсовыми автобусами, два последних — практически в одном и том же месте, недалеко от Тикши, с разницей во времени меньше месяца, 17 мая и 9 июня.
Последний случай переполнил чашу терпения костомукшан. За различной медпомощью к врачам обратились 15 человек. Официальные органы власти до сих пор точно не знают, как посчитать пострадавших, но по сведениям республиканской ГИБДД на день происшествия три человека были госпитализированы, а четверым назначено амбулаторное лечение.
Как бы то ни было, вот что рассказала в соцсетях о происшествии одна из пассажирок:
Мы после Ледмозера пересели вперед, что нас и спасло от больших проблем. Противно читать комментарии о том, что мы, пассажиры, не пристёгиваемся. Неужели я буду жертвовать судьбой внучки? Скажите, у кого-нибудь из пассажиров этого автобуса были рабочие ремни безопасности на сиденьях? У нас не было. В момент аварии я внучку крепко держала руками, т.к. она спала. Пишут комментарии и про двери, что они свободны. Но передняя была подперта деревьями, а запасная дверь не открылась. Мужчинам пришлось ломать окно. Хотя водитель возражал, так как было сзади задымление. А как долго водитель искал аптечку?!.. Такая вот поездка…
Высказал свое мнение о случившемся и депутат карельского парламента Максим Воробьев, который навестил в больнице пострадавших:
– Меня возмущает то, что пассажирские автобусные перевозки в республике осуществляли транспортные компании, которые, не думали о безопасности людей, нарушали законодательство. Высокая востребованность автобусного сообщения между столицей республики и нашими северными районами обусловлена тем, что поезда ходят всего два раза в неделю. Считаю, что необходимо, вернуть ежедневное железнодорожное сообщение. И пока не будет наведен порядок в сфере автобусных перевозок и отремонтированы аварийные участки трассы, люди должны иметь возможность ездить в Петрозаводск и обратно на поезде, не подвергая себя опасности попасть в ДТП.
Вопросы, поставленные в эмоциональной записи пассажирки, вполне законны и требуют ответа. Как всегда, хочется знать, кто виноват и какое наказание обрушилось на его голову. Когда случается какое-либо ЧП на дороге, в первую очередь мы обращаемся в ГИБДД: и за помощью, и за разъяснениями. С точки зрения автоинспекции, нарушения правил не было, автобусы были исправны, дорога — нормальная, а водители трезвые. Так что вроде бы все случившееся уже и не их епархия. «Приговор» во всех случаях в официальных документах звучит одинаково: водитель не справился с управлением. Что сталось с последним и с предприятием ООО «Автобусная транспортная компания», где такие водители работают, мы отправились выяснять в государственный комитет по дорожному хозяйству, транспорту и связи, и там задали вечный русский вопрос начальнику отдела транспорта Андрею Наумову.
— Как контролируется состояние здоровья водителей?
— Водитель обязан проходить медицинские осмотры: предрейсовый и послерейсовый. Либо у предприятия должен быть свой медработник, но на эту деятельность нужна лицензия, либо заключается договор с медицинским учреждением и водители туда ездят.
— А насколько технически хороши автобусы марки Jac, которые были на этих трех рейсах?
— Если ГИБДД ставит на учет автобус, значит, он соответствует техническому регламенту Евразийского союза и может эксплуатироваться в России. Что касается «Джаков», они вполне пригодны, это междугородние автобусы мягкого класса, то есть автобусы не плохие. Но здесь надо понимать, в каком они были состоянии. Эти автобусы, конечно, уже не очень хорошего качества. Они пришли из Санкт-Петербурга и, по большому счету, выработали себя. Были проблемы, мы работали с компанией, чтобы автобусы ремонтировались, мылись, чтобы были исправны ремни безопасности. Одно из требований на междугородних перевозках – наличие на каждом пассажирском сидении ремня безопасности и его исправность. В этих автобусах они были, но у нас еще такие пассажиры… Садятся и думают: а, ремень, бог с ним, пусть висит. Водители заставляют пристегиваться, но с каждым пассажиром ругаться не будешь. Особенно перед рейсом, когда не нужны отрицательные эмоции. Те пассажиры, которые не пристегиваются, больше всех и страдают при ДТП.
Так бы мы и ездили с переподготовленными на том же предприятии после служебной проверки водителями, если бы избавится от опасного для жизни и здоровья перевозчика не помог бы случай. На следующий день после последнего ДТП компания «АТК» и еще две других просто отказались возить пассажиров. 10 июня они не вышли на линию, таким своеобразным способом поздравив Карелию с Днем республики. Правительству стало не нужно блюсти приличия, и руководитель госкомитета Евгений Пыленок заявил, что направил в компетентные органы информацию о случившемся.
В сложившейся ситуации комитету пришлось договариваться с местными перевозчиками, и сейчас в республике работает временная схема пригородных и межмуниципальных перевозок. На костомукшском направлении работают индивидуальные предприниматели Коршунов и Белкин, а также компания «Нордлайн». В июле же будет проведен новый конкурс, поскольку результаты прежнего признаны арбитражным судом недействительными.
Напомним, в 2015 году все карельские автобусные маршруты были объединены в четыре лота, хотя до этого их было 95. Таким образом, небольшие перевозчики были выдавлены с рынка, который заняли государственное предприятие «Карелавтотранс» и три те самые компании, пришедшие в Карелию из Питера и скоропостижно прекратившие работу.
Детали нового конкурса в госкомитете пока не раскрывают, обещая, что вся документация скоро будет официально опубликована. В ведомстве говорят, что в новом конкурсе сможет поучаствовать на равных условиях любой перевозчик, даже те, у кого в парке всего один автобус. Эти детали, прежде всего, интересны самим транспортным предприятиям, а нас, пассажиров, по-прежнему больше интересует безопасность, комфорт и цена билета. Тем более что конкурс открытый, и на него сможет заявиться в том числе и хорошо нам известное ООО «Автобусная транспортная компания». Правда, по словам Андрея Наумова, выиграть маршрут до Костомукши у этой компании практически нет шансов.
Согласно федеральному законодательству, все конкурсанты будут оценены, кроме всего прочего, по четырем критериям:
1. Класс автобуса и срок его эксплуатации (чем новее машина, тем больше шансов на победу);
2. Значатся ли за перевозчиком учетные ДТП (то есть те, в которых погибли или пострадали люди) в течение года до даты конкурса;
3. Опыт регулярных пассажирских перевозок, подтвержденный прежними государственными или муниципальными контрактами;
4. Технические характеристики, которые влияют не на безопасность, а на качество обслуживания, например, кондиционер в салоне, туалет или, скажем, низкопольные машины.
По всем этим критериям будут начисляться или сниматься баллы.
Кто выиграет конкурс, покажет время. Но о некоторых переменах в будущем мы уже можем сообщить. Хотя сетка маршрутов по республике в целом останется той же, время выезда машин может поменяться. В частности, ночной рейс из Костомукши перенесут на утро. Это позволит водителям больше отдыхать между рейсами и не ехать в самое тяжелое для организма время, ранним утром, в 4-5 часов, когда и произошли все три происшествия. К слову, раньше существовал запрет на движение междугородних автобусов в ночное время, потом его отменили. Так что это новое -всего лишь хорошо забытое старое...
Кстати, приятный сюрприз для соседей: планируется запустить новый маршрут до Муезерского.
В Костомукшском городском округе на берегах озера Киитехенъярви раньше располагалось 17 селений. Деревня Аконлахти была…
Министерство природных ресурсов и экологии Карелии предупреждает о запрете сжигания сухой травы.
В России пройдёт эксперимент по переводу студенческих билетов и зачётных книжек в электронный формат.
Водительские удостоверения, срок действия которых истекает в 2024 и 2025 годах, автоматически продлеваются на три…
У 37-летнего жителя Костомукши похитили кошелек с деньгами, а затем вернули обратно, но уже пустым.…
В ГИМС Костомукши рассказали о том, какие штрафы грозят владельцам маломерных судов за выход на…