В муниципалитеты и образовательные учреждения страны разосланы «Методические рекомендации об использовании средств мобильной связи в общеобразовательных организациях». Документ подписан руководителями федерального Роспотребназора и Рособрнадзора. Мы ознакомились с текстом этих рекомендаций, и нам показалось, что про основные их положения и выводы имеет смысл рассказать широкому кругу читателей, тем более что касаются они всех, у кого в семье есть школьники.
Сначала — страшилки
В первой части документа приводится анализ исследований российских и зарубежных ученых о влиянии мобильных устройств в школе на успеваемость учащихся и состояние их здоровья. В частности, со ссылкой на международный опыт утверждается, что ранний возраст использования детьми мобильников и мобильных гаджетов, а также длительное накопленное время пользования такими устройствами ведут к нарушениям психики детей, которые, в свою очередь выражаются в гиперактивности, повышенной раздражительности, снижением памяти и умственной работоспособности, расстройством сна.
Факты свидетельствуют о прямой зависимости между временем пользования телефоном и успеваемостью. Исследование, проведенное в Великобритании, показало, что запрет на использование телефонов в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4%.
«Забугорные» примеры
В ряде стран выработаны рекомендации по режиму использования мобильных устройств в школах, оно запрещено или ограничено.
Так, во Франции даже принят специальный закон, запрещающий использование в школах мобильных телефонов, планшетов и даже смарт-часов. Подобные прямые запреты существуют также в канадской провинции Онтарио, австралийском штате Новый Южный Уэльс, Малайзии, Нигерии и Уганде. В Бельгии и Великобритании вопрос запрета решается по каждой школе индивидуально.
Что предлагают в России
Как уже сказано выше, введение прямого запрета на мобильные устройства в российских школах пока не предполагается. Однако их использование рекомендовано по возможности ограничить.
Документом предложено «рассмотреть вопрос» об ограничении пользования в образовательных учреждениях мобильными устройствами учениками (за исключением тех, кому это необходимо по состоянию здоровья – например, для мониторинга сахара в крови при сахарном диабете), а также родителями и учителями; регулярно проводить информационно-просветительскую работу на эту тему, рассказывать о рисках для здоровья и иных негативных последствиях; предусмотреть перевод всех устройств во время занятий в беззвучный (в том числе без вибрации) режим.
Важный пункт, хотя он находится как бы в общем ряду – предусмотреть, при наличии такой возможности, места хранения мобильных устройств учеников. Иными словами, предлагается подумать о том, чтобы на время занятий отбирать у школьников их мобильники и гаджеты, но обеспечить их сохранность. Вдогонку еще один момент: необходимо согласовать с родителями возможности и способы связи с ребенком в случае необходимости или нештатной ситуации.
Да, и как это часто бывает, в конце еще один пункт – распространить среди учеников и родителей очередную памятку.
Памятка для обучающихся, родителей и педагогических работников
по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов
от воздействия устройств мобильной связи.
Исключение ношения устройств мобильной связи на шее, поясе, в карманах одежды с целью снижения негативного влияния на здоровье.
Максимальное сокращение времени контакта с устройствами мобильной связи.
Максимальное удаление устройств мобильной связи от головы в момент соединения и разговора (с использованием громкой связи и гарнитуры).
Максимальное ограничение звонков с устройств мобильной связи в условиях неустойчивого приема сигнала сотовой связи (автобус, метро, поезд, автомобиль).
Размещение устройств мобильной связи на ночь на расстоянии более 2 метров от головы.
В общем, пока что те, кто опасается запрета на использование мобильников в школах, может сильно не опасаться. Это всего лишь рекомендации. В письме из Министерства образования Карелии, направленном во все муниципалитеты, предложено максимально распространить данные рекомендации по школам и другим образовательным учреждениям, провести их широкое обсуждение с родительской, педагогической и ученической общественностью, и «организовать информационно-разъяснительную работу и их внедрение». Правда, не очень понятна последняя формулировка: как можно внедрять рекомендации? Или это значит, что все в них сказанное носит обязательный характер?
Обсуждать можно начинать уже сейчас, в комментариях на сайте или в группе «ВКонтакте». Полный текст рекомендаций можно прочитать на сайте Роспотребнадзора по этой ссылке.
Фото в миниатюре: Depositphotos