Январские квитанции за отопление вызвали шквал эмоций у горожан. «Откуда такие цифры, январь не был очень холодным», – задавались они вопросами в соцсетях. За ответами мы обратились в МУП «Теплосети», которые пригласили нас на встречу, чтобы дать подробные разъяснения.
Счётчик вместо норматива
В МУП «Теплосети» не прекращается поток костомукшан, которые приходят с квитанциями за разъяснениями. Мужчина из дома № 3 по улице Парковой интересовался, почему так сильно увеличилось потребление тепла. С тем же вопросом пришла и женщина из дома № 7 по улице Строителей: «Счёт вырос в два раза, на каком основании?» Жителям терпеливо отвечали начальник ПТО Ирина Павленко и руководитель МУП «Теплосети» Светлана Аксёнова.
Как выяснилось, больше всего вопросов возникло у собственников квартир в тех домах, которые до нынешнего отопительного сезона платили за тепло по нормативу. Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении» обязывает ресурсоснабжающую компанию, которой является МУП «Теплосети», устанавливать приборы учёта, даже если собственники не проголосовали за это решение. Поэтому сейчас в Костомукше практически не осталось многоквартирных домов без теплосчётчиков.
Ещё одной причиной, по которой счета за тепло показались высокими, стали сроки снятия показаний приборов учёта. Этим занимаются управляющие компании, после они передают справки в «Теплосети». На основании полученных данных производится расчёт фактически потреблённой жилыми домами тепловой энергии на отопление и приготовление горячей воды (подогрев). Далее данные передаются в «Костомукшский расчётный центр», где происходит начисление по лицевым счетам и формируются квитанции. В идеале снимать показания нужно ежемесячно в одно и то же, но, видимо, не всегда у управляющей компании это получается. К примеру, в доме № 3 по улице Парковой показания теплового счётчика снимали 18 декабря 2024 года и 21 января 2025 года, то есть между этими датами прошло 35 дней. Соответственно, и объём потреблённого тепла будет больше, чем если бы показания сняли ровно через 30 дней.
Большую роль играет и энергоэффективность домов – как они утеплены, как работает теплопункт, отрегулирован ли процесс приготовления и распределения энергоносителя в МКД. Это – вотчина управляющих компаний, МУП «Теплосети» несёт ответственность за подачу ресурса только до стены здания.
Кто-то приходит в МУП «Теплосети» поскандалить, но в основном люди просто хотят разобраться с вопросами, в том числе и по начислениям, и им в этом помогают. Собственники получают информацию по расчету, выписки из законов и копии актов о вводе счётчиков в эксплуатацию, справки о расходе тепловой энергии. При желании они могут ознакомиться с этими документами дома, чтобы спокойно вникнуть в вопрос.
Справка
Сейчас тариф на отопление составляет 3994,47 рублей за 1 Гкал. С 1 июля тариф вырастет на 10,2%. Стоимость 1 Гкал составит 4402,46 рубля.
Общая проблема общежитий
Из корпусов А, Б, В и Г дома № 2 по проспекту Горняков к директору предприятия Светлане Аксёновой пришла целая делегация. Когда-то эти дома были общежитиями, но потом они приобрели статус многоквартирных домов. Крыло со множеством комнат стало именоваться квартирой. При этом у неё много собственников, часть из которых соседи никогда и не видели. Поэтому и принимать общие решения по управлению домом очень тяжело.
В общежитиях (будем называть их так, «по-старому») уже давно назрела проблема с горячей водой и отоплением. Светлана Аксёнова ещё три года назад на собрании собственников говорила, что приборы учёта будут поставлены и надо срочно заниматься наладкой и ремонтом тепловых пунктов. Если система теплоснабжения МКД налажена, то платежи не будут заоблачными. Сейчас, в январе, счёт за отопление с комнаты в среднем получился около 2700 рублей. Для того чтобы провести капремонт теплопункта, нужно решение общего собрания собственников. И в этом заключается сложность – часть комнат сдаётся, и люди, которые в них проживают, не имеют права голоса на общих собраниях. А сейчас ещё МКД не имеет управляющей компании.
На ситуацию со счетами в АБВГдейке, выставленными на основании показаний приборов учета, наложилась и техническая ошибка прошлого месяца. В квитанциях за декабрь 2024 года в строке отопление была обнаружена счётная ошибка – задвоение суммы, выставленной к оплате. В январе 2025 года сделали перерасчет за декабрь 2024 года, вся информация отражена в квитанциях. Но часть совсем людей не стала оплачивать счёт в январе, поэтому в февральской квитанции учитывает долг, начисление за месяц и перерасчёт. «Я первый раз не смогла полностью заплатить коммуналку с пенсии», – посетовала жительница одного из корпусов.
На встрече некоторые собственники вспылили и объявили, что будут обращаться в суд. Другие всё же попробовали разобраться в своих счетах, и это у них получилось.
А как же льготы?
Ещё один вопрос, который возник после получения счетов, это сумма льготы, положенной ветеранам труда. Оплата выросла, а возвращаемая льгота – нет. Как так получается? Дело в том, что льгота рассчитывается в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных законодательством республики. Она зависит от этажности здания, материала стен, года постройки. Здесь во главе угла стоит норматив, а не фактическое потребление.
Что же делать жителям города?
Заботиться о повышении энергоэффективности своих домов, следить за состоянием теплопунктов, возможно, вести контроль за своевременным съёмом и передачей показаний теплосчётчика управляющими компаниями, проявлять заботу о своём имуществе.