С 2015 года компания «Северсталь» поддерживает проведение театрального фестиваля «Золотая маска» в Петрозаводске и Костомукше. В этот раз к нам приехал спектакль Театра Моссовета «Не все коту масленица». Публика приняла артистов очень тепло, и актёры ответили нам тем же.
Спектакль был необыкновенный. Костомукшане очень чутко реагировали на реплики и движения актёров, каждого встречая овациями. Как потом признались актеры, оценив костомукшского зрителя в первые минуты спектакля, артисты за сценой решили: «Играем нежно».
После спектакля зрительный зал долго не отпускал моссоветовцев со сцены. Не обошлось без казусов: несмотря на многочисленные предупреждения, у кого-то в зале все равно звонил мобильный телефон. Евгений Стеблов отреагировал на звонок: «Вот же балбесы».
А представителям СМИ города удалось пообщаться с Еленой Валюшкиной, Евгением Стебловым, Марком Вдовиным и Александрой Кузенкиной на пресс-встрече, которая состоялась до начала спектакля. Мы приводим ту часть интервью, которая касается спектакля, сыгранного этим вечером на сцене КСЦ «Дружба».
Именно со спектаклем «Не все коту масленица» Елена Валюшкина вернулась в театр Моссовета, в котором не играла уже три года. Получилось так, что она была занята только в «Ревизоре» с Гошей Куценко. Он ушел, потому что устал, Елена осталась без работы.
Елена Валюшкина: — Я ушла в свободное плавание, у меня было много антреприз, съемок. Как-то так три года существовала и думала, что уже не вернусь в Театр Моссовета. И вот прозвучало это заманчивое предложение, я подумала одну ночь и решила: а чего бы не вернуться? И у нас получился совершенно фантастический спектакль, скажу без ложной скромности.
Евгений Стеблов: — Сначала эту роль репетировала другая актриса, но там не сложилось.
Елена Валюшкина: — У нас безумно талантливый режиссёр Виктор Шамиров. Он необыкновенный, но очень сложный человек. Он вынашивает своё детище а потом говорит: «Ну и плывите, я не имею к этому никакого отношения». Он отпускает нас в свободное плавание и мы, нужно сказать, очень свободно себя чувствуем в этих жёстких рамках, которые он поставил. Это ему удается просто идеально. Мы настолько тонко чувствуем его сложную конструкцию, которую он сочинил и представил, в которой мы очень легко можем все находиться и играть.
Вопрос: — Островский же сложно пишет, помогал ли вам режиссёр?
Евгений Стеблов: — Это как для кого, для вашего поколения – сложно, для меня — легко. Молодые артисты задавали вопросы, некоторые выражения сейчас уже не в ходу. Приходилось объяснять. А для меня не сложные, ведь когда я был маленький, вокруг меня были люди, которые именно так и говорили, люди 19-го века, мои дедушки и бабушки. Я очень люблю Островского. А у Шамирова был шлейф авангардного режиссера, которого я немножко опасался. Но мы встретились, поговорили и как-то сразу я Виктору сказал: «Давайте попробуем». Он согласился недельку попробовать, но все заладилось с первого дня. Надо отдать ему должное, он очень любит Островского, тоже любит его литературную мелодику, ритм его речи. И он это делал с любовью. Я хотел упростить многоступенчатые словесные конструкции, но режиссёр попросил этого не делать. В результате встреча с Островским случилась.
Вопрос: — Вам разрешают импровизировать?
Евгений Стеблов: — Текст — нет. Это же Островский, импровизировать в каком понимании? Нельзя же текст коверкать, тогда это не классика. Импровизировать в прочтении сколько угодно, каждый спектакль по-разному идёт.
Марк Вдовин: — Скажите, можно сымпровизировать такой текст: «Кабы ежели б я не чувствовал, разве б я б смел?» В какой-то момент понимаешь, что сымпровизировать невозможно.
Евгений Стеблов: — Упростить-то можно, но это будет уже не Островский.
Александра Кузенкина: — В Островском есть определённая музыкальность. Когда я училась в Щепкинском училище, мне довелось много читать Островского, я играла сваху в «Женитьбе Бальзаминова». Честно сказать, я не понимала, было сложно читать и воспринимать. Режиссёр [Виктор Шамиров] с каждым из нас проделал огромную работу. В один момент казалось, что мы такие бестолковые, неталантливые, но эта встреча с Островским случилась.
Елена Валюшкина также уверена в музыкальности Островского и считает, что его нужно ставить, ставить и ставить. С ней согласен Евгений Стеблов, у обоих, естественно, большой опыт игры в пьесах классика. В спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше» Евгений Юрьевич играл с Фаиной Георгиевной Раневской в постановке Сергея Юрского. Спектакль был очень ярким и пользовался большим успехом.
Елена Валюшкина: — Это как Костомукшский заповедник — нужно сохранять и беречь, язык в том числе.
Вопрос: — Как вы относитесь к изменениям в современном русском языке?
Евгений Стеблов: — Конечно, язык упрощается, вульгаризируется. На мой взгляд, это мировая тенденция. Она связана со всемирной культурной деградацией и происходит во всех странах. Сказывается влияние английского языка, который гораздо проще. А наш язык — это же просто кладезь, одними и теми же словами, оборотами можно передать разный смысл.
Вопрос: — А что хотел донести Островский в пьесе «Не все коту масленица»?
Евгений Стеблов: — Донести — это статья. Там мир целый: хочешь — одно донесёт, хочешь – другое, это многомерное пространство каждого классика.
Елена Валюшкина: — Спектакль чем хорош: в театре человек приходит, садится, и спроси потом у ста зрителей из зала «о чем ты подумал после него?», каждый ответит свое. Этот спектакль — наш сегодняшний день. Там нет ничего надуманного, ничего придуманного. Когда я перечитала пьесу, то подумала: «Мама дорогая, это же Островский все про меня написал! Откуда он знал?»
Евгений Стеблов: — В советское время Островского часто разукрашивали, у нас не было понятия экономических отношений. Сейчас он актуален, как никогда. Он пронизан экономикой – стряпчие, заклад, собственность, сейчас это всё всем понятно. А тогда люди не очень понимали, эти экономические взаимоотношения, и артистам приходилось «давать дрозда».
В заключение встречи я не могла не спросить Елену Валюшкину о программе «Битва экстрасенсов», в трех сезонах которой она выступала в качестве ведущей: это шоу или настоящие медиумы?
Елена Валюшкина: — И то, и другое. Ведь все они разные, кто-то поисковик, кто-то медиум или провидец, а задания выдают всем одинаковые. Справиться всем просто невозможно. Скажу одно: не всегда в победители выходят самые лучшие, как и в жизни.
После разговора с артистами мне (и моим коллегам) невыносимо захотелось перечитать Островского.
Школьный театр «Родники» 3 мая в центре «Среда» представил зрителям Костомукши свой новый спектакль-исследование под…
Воспитанники тренеров Виктора Пронько, Дениса Ламченко и Дениса Коренева успешно выступили на открытом региональном турнире…
С 14 мая вечерний рейс из Петрозаводска будет отправляться в Костомукшу четыре раза в неделю.
Команда сотрудников «Карельского окатыша» приняла участие в спортивном фестивале «Гонка ГТО», который прошёл в Петрозаводске…
Аферисты обманным путём похитили у женщины почти 30 тысяч рублей.
Синоптики обещают прохладную первую декаду и постепенное повышение температуры воздуха во второй половине мая.