В гостях «Местного радио» побывала Ксения Герасимова, артистка Хора имени Пятницкого. Так сложилась её творческая жизнь, что она стала частью этого легендарного коллектива. В эфире Ксения рассказала о хоре, о гастролях и творчестве знаменитого коллектива.
Свой первый концерт Хор им. Пятницкого дал 2 марта 1911 года в Москве. Основателем этого коллектива был выдающийся исследователь, собиратель и пропагандист русского народного творчества Митрофан Ефимович Пятницкий. С 1989 года Хором руководит Александра Андреевна Пермякова, народная артистка России, профессор.
– Ксения, расскажите, что собой представляет сегодня легендарный Хор имени Пятницкого, где вы выступаете?
На сегодняшний день это большой коллектив, в который входит хоровая, оркестровая и балетная группы. Артисты Хора Пятницкого приехали из более тридцати регионов страны. Мы выступаем на крупнейших площадках России, Москвы – это Кремль, Колонный зал Дома Союзов, Концертный зал Чайковского, где мы и базируемся. У нас достаточно широкая гастрольная деятельность – в основном это поездки по России. Мы очень любим бывать в Сибири – летаем туда несколько раз за концертный сезон. Подмосковье объездили всё не по одному разу. Мне удалось побывать и в Сербии вместе с Хором – это была моя первая гастроль заграницу.
– В Сибири наверняка принимают тепло и ждут, потому что Хор часто приезжает, и люди уже знают, куда идут. Как принимали в Сербии?
В Сербии принимали прекрасно. Я думаю, ни для кого не секрет, что Хор – это визитная карточка России. Конечно, в Сербии тоже произвели фурор – зал был переполнен. Также недавно мы были в Белоруссии – очень запомнились эти гастроли, потому что слушатели и зал – великолепные. Нас просили петь на бис. Мы даже пели то, что не планировали. Честно, в конце бывает такое, что я могу пустить слезу от переполненности эмоциями, когда зал встаёт, кричит «Браво! Бис!» и дарит цветы – это бесценно.
– Далеко не каждому артисту посчастливилось попасть в Хор имени Пятницкого. Как вам это удалось?
Я училась на четвёртом курсе музыкального колледжа на отделении «Сольного и хорового народного пения». И мне нужно было думать – что же дальше, учеба, работа? Учиться можно долго, но работа – это важно. И в Инстаграме Хор объявил набор артистов – мой преподаватель в колледже сказал: «Езжай, попробуй». Я была в шоке, потому что я не ожидала, думала, что ничего не умею. Но в итоге я поехала проведать обстановку, посмотреть. Очень волновалась, приехала с поезда уставшая и всего боялась. До этого я была в Москве проездом, а тут я еду прямо покорять Москву, скажем так. Было прослушивание – очень много претендентов. Так получилось, что я настолько боялась, что осталась самая последняя. И тут я поняла: «Ну, всё. Деваться некуда». Исполнила одно, исполнила другое. Александа Андереевна отбирала артистов сама, давала советы, могла и поругать. Мне она ничего конкретного не сказала, и я не понимала, что происходит. Меня нарядили в костюм, попросили показать какие-то хореографические навыки. Потом говорят: «Вас берут». Но это был не первый мой раз, когда меня «берут». Так позже сложились обстоятельства, что меня всё-таки не взяли. Но через полгода я закончила музыкальный колледж и уже с дипломом приехала ещё раз попробовать. И тогда меня взяли на стажировку. Я пыталась впитывать всё, что там происходит, и, конечно, потом стоял вопрос о продлении контракта уже на работу. 10 сентября будет два года, как я работаю в Хоре.
– За эти два года не было таких моментов, когда казалось, что не то место, чувствовали какое-то разочарование?
Нет, никогда, потому что это была моя мечта. Когда я пошла в колледж петь народный вокал, я понимала, что есть вот такие хоры и солисты – и мне до них как до Луны, но хочется. Я не могу сказать, что я уверена, что буду в этом месте всегда. Но каждый день я борюсь за него. Каждый день я должна доказывать, что этого достойна и что я тут не просто так.
– Почему именно народный вокал?
Истоки, конечно, из детства. У меня семья – не музыкальная, но папа и мама всегда любят петь. Папа с детства пел мне песни, которые ему пела его мама. Не сказать, что народные песни – но все известные, например, «Подмосковные вечера». Не фольклор, но песни, которые любит народ. Одна моя подружка пела у нас в Костомукше в коллективе «Частушечка», а я училась в музыкальной школе по классу фортепиано, но всегда пела – в садике, в школе, в хоре при музыкальной школе, и меня выделяли. И я подумала, почему бы и не попробовать – «Частушечка» выступает в ДК, это интересно. Я пошла в этот коллектив, а там не было фольклора, а были песни Надежды Бабкиной, Надежды Кадышевой, Пелагеи – то есть, концертные варианты народных песен. Мне это начало нравиться. Я люблю лирику, чувствую эту музыку и могу передать свои эмоции именно через лирическую песню. Я начала понимать, что в моей душе это отзывается. А друзья, родители и руководитель начали шутить: «Ты в народном костюме будто родилась».
– Часто случается, что люди творческих профессий в начале своего пути не получают поддержки, например, от родителей. Как говорится, хочешь разочаровать семью – пойди в искусство. Как у вас дела обстояли с поддержкой вашего выбора профессии?
Мои родители с самого моего рождения и до сегодняшнего дня – за творчество. Они за то, что я музыкант, что я пою. С раннего детства родители заметили, что люблю петь и танцевать, устраивать какие-то концерты, на каждом семейном празднике – развлекательные конкурсы. Мы с другом постоянно пели домашнее караоке. То есть, родители заметили во мне это рвение к музыке. И идти в музыкальную школу была идея родителей в первую очередь. Семья всегда меня поддерживает – это моя самая огромная опора. Я очень привязана к родителям и дому, и мама выслушивает мои истории по три часа в день, папа всегда поддерживает. Один интересный факт – когда я уже работала в хоре, я узнала, что моя бабушка танцевала в коллективе в Петербурге, и, оказывается, её приглашали танцевать в Хор им. Пятницкого. Не знаю, почему я раньше не узнала, но у меня закрались такие мысли о том, что я как будто продолжила то, что должна была.
Беседовала Ксения Набойченко, записала Юлия Беликова