Живет в городе художница, для которой акварель – эксперимент, а красота – в глазах смотрящего. Ее серия работ о Костомукше разошлась по социальной сети и была перенесена на большие полотна. Редакция «64 параллели» побеседовала с автором картин Натальей Боровой о творчестве и узнала, чем примечательна редиска, как нарисованный котенок может сойти с полотна и в чем секрет похищенной картины.
По прозвищу «Энерджайзер»
С детства Наташа проявляла любовь к искусству и посещала местную художественную школу.
– Будучи ребенком, я ходила на всевозможные кружки: мягкую игрушку, макраме, баскетбол, в цирковой, изостудию. В десять лет втайне от родителей поступила в художественную школу. Только после зачисления призналась маме, что сдала экзамены и прошла отбор, – рассказывает Наталья. – Однако в школе мне показалось скучным рисовать морковки и кубики, и я стала прогуливать. В то время в городе провели кабельное телевидение, и вместо занятий я прибегала домой смотреть MTV. Конечно, так долго продолжаться не могло, и однажды маме позвонил преподаватель. Вопрос, буду ли продолжать обучение, был риторическим. Родители с детства научили: взялся за дело – будь добр, сделай.
Образовательное учреждение Наталья окончила, и целый год был перерыв – по словам собеседницы, просто потому, что ничего не хотелось.
– По окончании 9 класса я подошла к маме и сказала, что хочу поступить в училище. В Костомукшское ПУ-5 набирали группу художников по росписи по дереву и миниатюрной живописи. Мама ответила, что, предвосхищая мою просьбу, уже отнесла документы, и меня приняли без экзаменов, – делится художница. – В училище я нашла товарищей и обрела лучшую подругу, с которой мы дружим более 25 лет.
По словам Натальи, в профессиональном училище для нее наступили чудесные времена.
– У нас был потрясающий преподаватель Николай Васильевич Шишкарёв. Под его руководством я реально поняла, что хочу быть художником. Именно при нем я полюбила миниатюрную живопись. Сегодняшнее желание прорисовывать мелочи и детали – тоже оттуда, – поясняет Наталья Боровая.
Окончив училище и получив повышенный разряд, наша героиня уехала с тремя подругами в Петрозаводск поступать в Карельское училище культуры на мастера декоративно-прикладного искусства.
– На курс нас набрали 30 человек, но до конца доучились меньше половины. Мои подруги бросили учёбу, а я осталась. Объемы были очень большие: мы оформляли выставки, шили кукол, ткали ковры, вышивали русские народные костюмы, а ведь еще были теоретические и общеобразовательные предметы – рисунок, живопись, композиция, английский и даже философия, – говорит костомукшская художница. – Было трудно, но с детства у меня было прозвище «энерджайзер», поэтому я со всем справлялась.
Наталья с теплотой вспоминает куратора и преподавателя живописи Зинаиду Гаврилину.
– Зинаида Петровна была мне другом, наставником и второй матерью, без которой я бы не стала тем, кем есть сейчас. Она крестила меня, и ее икона как ангел-хранитель повсюду со мной, – поделилась собеседница.
Похитители картины
В качестве дипломной работы Наталья выбрала картинную вышивку.
– Картина состояла из трех частей, называется триптих. Вышивала гладью на шелке. Но гладь была необычная, это моё изобретение – стежки шли от минимальных до огромных. В целом монохромная работа, некая абстракция. Кое-где добавляла бусины, спирали. Мне хотелось, чтобы было не как у всех, и я этого добилась. Защита прошла успешно. Мобильного телефона тогда не было, поэтому фото на память у меня не осталось. А недавно я узнала, что картина много лет висела в кабинете директора училища, и в прошлом году её украли. Очень жаль, что она утрачена, ведь именно с нее начался мой художественный взлёт. Работа осталась только в памяти.
Покорение Северной Пальмиры
Защитив диплом, девушка мечтала поступить в «Мухинское училище» (Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию имени Штиглица; студенты и выпускники ласково называют ее «Мухинское училище», «Муха», – прим. ред.).
– Родители меня поддерживали, но в финансовом плане помочь не могли. Поэтому, как многие студенты, я уехала искать себя в северную столицу, – продолжает повествование Наталья. – В Питере меня пригласили на собеседование на художника по росписи детских городков и площадок фабрики «Авен». Как сейчас помню, суровое было собеседование. Мне дали понять, что не имеет значение, какой у меня диплом, что картины, которые я привезла, никому не нужны, и порекомендовали повесить их дома. Мне сообщили, что выпускники из «Мухи», имеющие пятерки и откликающиеся на вакансию, не справляются с заданиями, поэтому если я смогу сделать работу – останусь, нет – на том и суда нет.
Тестирование Наталья прошла, и ее приняли в дружную команду художников.
– Именно там я обрела друга, с которым мы понимали друг друга с полуслова и одну работу могли делать в четыре руки. Работали в фуфайках на холоде, морозе – разрисовывали городки, игровые конструкции, горки. Интересная была работа, – делится костомукшанка. – Кроме этого, я занималась аэрографией, расписывала бураны, автомобили, хоккейные шлемы. Забегая вперед скажу, что эта услуга не стала востребованной в Костомукше, хотя я купила аэрограф, компрессор и прочее. С финансовой точки зрения выходит затратно по материалам, да и продать услугу сложно.
Поработав какое-то время в Санкт-Петербурге, художница вернулась в родной город, создала семью, родила детей.
– Первый портрет на заказ я написала, когда была в декретном отпуске. До этого я рисовала только для друзей. А здесь получилось монетизировать творчество, – добавляет Наталья. – Сейчас, оставив в прошлом деятельность в торговле, я работаю исключительно в созидательном направлении: пишу картины, преподаю в арт-студии «Трио».
Вместо куба – «Майнкрафт»
Вот уже на протяжении трех лет Наталья Викторовна обучает детей и подростков изобразительному искусству.
– Меня долго звали преподавать в студию «Трио», но я всё не решалась. Ведь с детьми работать – душу вкладывать, а я морально к этому не была готова. Не была готова делиться своими личными наработками. Зато сейчас, когда иду на занятие, мне навстречу бежит толпа детей, мы смеемся, шутим, обнимаемся, – рассказывает Наталья. – Всё, чего мне не хватало в художественной школе, я стараюсь давать детям. У меня абсолютно другой подход к преподаванию. Мы работаем с музыкой, у нас весело! В перерывах вместе пьем чай, дети доверяют мне как другу. С каждым учеником работаю индивидуально. У меня нет на занятиях такого – все сели и начали делать одно и то же. Некоторые исключения есть у группы малышей, но и там я подчеркиваю, что каждый – отдельная личность, слышит и видит по-своему, поэтому копировать друг у друга не стоит. С 8 лет школьники пишут, что хотят. Композицию, построение можно объяснить на чем угодно. Например, про куб можно рассказать на примере игры «Майнкрафт», если ребенок ею увлекается. Я люблю своих учеников, они нереально меня заряжают и вдохновляют! Понимаю, что иду в правильном направлении, отдаюсь всецело и получаю при этом гигантское удовольствие!
Наталья дополняет, что ребята активно участвуют в конкурсах, в том числе международных. В Центре культурного развития «Среда» проходят их выставки.
Кроме детей, общение с которыми приносит радость, преподавателя вдохновляет музыка.
– По жизни я меломан. Все работы пишу с музыкой. Работаю в основном по ночам в наушниках. Для меня важно, чтобы никто не отвлекал, – делится Наталья.
Роман с акварелью
– Из всех техник изображения я люблю акварель. Ее в училище не преподавали, она была давно в художественной школе. Но три года назад я нашла старые краски, и меня как будто стрела пронзила! Теперь я всем говорю, что у меня роман с акварелью, – шутит художница. – Я просто обожаю ее!
Иногда в работах Натальи Боровой проскакивает графика. Масло и пастель собеседница сейчас не достает.
– Акварель – это эксперимент. Ты никогда не знаешь, что в итоге получится. Для меня это эмоция, свежесть, воздух, легкость! Ведь акварель – это быстрый жанр. Но при этом акварельный портрет – самый сложный из всех существующих, потому что в нем нет права на ошибку. Как краски положил, так и осталось. Если еще добавишь сверху – испортишь все.
История о том, как нарисованный кот превратился в настоящего
– Обычно я пишу картины сериями. Вдохновилась натюрмортом – вышла серия фруктово-овощных работ, впечатлило море – нарисовала несколько морских глубин и их обитателей. И вот начала писать животных, – повествует героиня. – Сначала оленей, потом котов. Нарисовала рыжего кота. Работу знакомые оценили, коллеги из «Трио» похвалили, сказали, что «раскусила» акварель, и я продолжила дальше работать. Написала котенка, выложила фото в сеть, не проходит и двух часов, как мне пишут, что точь-в-точь такого котенка отдают в добрые руки в Ледмозере. Посмотрела на фото – вылитый мой рисунок! Наверное, судьба. Забрала котенка домой, а в благодарность хозяевам подарила одну из своих картин. Так и стал нарисованный котёнок настоящим. Коту дали кличку Баста, но дочка его Васей называла. Ему сейчас три года. Как-то младшенькая задалась вопросом, какое отчество у Васи. Наверное, Петрович, предположила она. Ну, раз Петрович, пусть будет Петрович. Теперь с нами живет Василий Петрович.
Исполнитель желаний – шаржевый рисунок
– Портреты на заказ я пишу в шаржевом стиле. Шарж – это мультик. В юности я даже мечтала стать художником-мультипликатором, но не сложилось. Шарж очень любят заказчики, он веселый, задорный, на праздник в самый раз! – восклицает собеседница. – И всё, что рисую, всё сбывается! Например, просит заказчик нарисовать ему дом, автомобиль, и это со временем к нему приходит. Так что шарж – настоящая визуализация и трансформация. Всегда можно заказать то, что хотите пожелать человеку, и оно непременно сбудется. Была еще такая история: обратилась ко мне заказчица с просьбой нарисовать портрет. Я на бумаге ее изобразила стройнее, изменила прическу, и вуаля! Девушка изменилась в соответствии с рисунком, встретила спутника и стала счастливой женой.
Южная редиска
В прошлом году Наталья стала членом Союза акварелистов России. Её работа была выставлена в Алуште.
– На конкурс, проходивший в южном городе, необходимо было прислать одну работу, и тут важно было не ошибиться. Причем акварель должна была быть чистая, без примесей, гуаши. Многие не прошли отбор, потому что прогадали и выбрали не ту работу, – рассказывает художница. – А я прислала дачную композицию – натюрморт с редиской. Среди других картин моя редиска получилась как солнышко. Я вообще люблю яркие цвета. У меня не бывает грустных картин.
По ту сторону портрета
Наталья Боровая убеждена, что талант – это только 1% хотения и 99% потения.
– Со стороны кажется, что художник сел за работу, и у него на листе всё родилось само собой. А это огромный, колоссальный, просто гигантский труд. Эмоций автора никто не видит. А если что-то пошло не так, особенно в портретном жанре, то могут быть и слезы, – делится героиня. – Отдельная благодарность моим родителям, их плечи как скалы, за которыми любой шторм не страшен! Без них не сложился бы творческий и жизненный путь.
По словам художницы, раньше она критично относилась к своим работам.
– Уважать свои работы я стала лет пять назад. Сейчас дети-подростки критично относятся к своим работам, и я рассказываю им свою жизненную историю. Без провалов не бывает и у меня, отрицательный опыт – это тоже опыт. Я стала более устойчива к подобным вещам. Я – счастливый человек! – улыбается собеседница.
Красота в глазах смотрящего
– Своим детям с ранних лет прививаю красоту. Мы в таком замечательном краю живем, у нас необычайная природа, это просто дар божий видеть всё своими глазами. А если еще и запечатлеть это возможно, то вообще круто, – говорит Наталья. – Гуляя по городу, обращайте внимание на небо, деревья и вы увидите, какая красота вокруг. После публикации серии работ о Костомукше мне писали люди, что больше стали любить город, что и не замечали, как у нас красиво. Эту серию планирую выпустить на открытках, чтобы любой мог выбрать миниатюрную версию понравившейся картины. Благодарю за отклики и обратную связь. Это здорово, когда приносишь людям свет и эмоции. Хочется работать и дальше!
Кстати
Посмотреть работы Натальи Боровой можно на выставке в ЦКР «Среда» с 1 июня.
Фото из архива Натальи Боровой