Костомукшский фарфор

Общество

В музее Костомукши хранится белая фарфоровая чашка с рисунком. Это не просто экспонат – она сделана на основе концентрата натриевой геллефлинты Костомукшского месторождения. Чашку изготовил ленинградский фарфоровый завод им. Ломоносова в 1982 году, это была экспериментальная партия. Оказывается, когда-то рассматривалась идея построить в нашем городе фарфоровый завод!

Мы решили окунуться в историю и узнать, почему наш город подходил для такого строительства и при чём тут «женский вопрос».

Мостиком в прошлое стала статья в газете «Комсомолец», опубликованная 3 сентября 1983 года. Её автор – зав. лабораторией керамических материалов и петрургии Карельского филиала АН СССР, кандидат геолого-минералогических наук Александр Пекки. Он принимал участие в изучении геллефлинты и плагиопорфиров в Костомукшском и Корпангском месторождениях в 1963-1984 годах,  а также талькового камня в 1972-1984 годах.

Александр Пекки на полевых работах в Костомукше. Фото из издания «Пекки Александр Степанович. К 85-летию со дня рождения», подготовленного РИО КарНЦ РАН в 2009 году

Оказывается, строительство фарфорового завода рассматривалось как один из путей решения «женского вопроса». На Всесоюзную комсомольскую стройку требовалось много представителей мужских профессий – горняки, буровики, взрывники, водители тяжёлых самосвалов. «А что же делать женщинам, приехавшим вместе с мужьями?» – задаётся вопросом Александр Пекки. И тут же отвечает на него: «Если бы фарфоровый завод в Костомукше появился, на него могли быть трудоустроены до двух тысяч женщин – формировать, сушить, глазуровать, разрисовывать фарфоровые изделия».

На фарфоровых заводах женские профессии в 80-е годы составляли 75-80%. В Советском Союзе строили по 1-2 завода в пятилетку, так как потребность в посуде была большая. При этом нередко они появлялись в тех районах, где не было ни одного местного компонента сырья, только привозное, но была проблема трудоустройства женщин.

Для производства фарфоровых масс требуется три компонента, два из которых можно произвести из геллефлинты, которая отправляется на отвалы ГОКа, путём обогащения. Это полевой шпат и кварц. Привозным компонентом была бы только белая глина.

Были изготовлены десятки тысяч опытных и производственных образцов фарфоровой посуды, в состав которых вошли кварц и полевошпатовые концентраты из геллефлинты Костомукши.

«Результаты испытаний, проведённых с участием специалистов из научно-исследовательского Института фарфора и фаянса, свидетельствуют о реальности организации фарфорового производства в Костомукше»,­ – таким выводом закончил он свою статью. Сейчас, спустя 42 года после её написания, мы знаем, что фарфоровый завод в нашем городе так и не появился.

Кстати

Ещё больше вариантов рационального и комплексного использования вскрышных пород Александр Пекки изложил в монографии «Вскрышные породы Костомукшского железорудного месторождения и пути их использования в народном хозяйстве».

Фото из издания «Пекки Александр Степанович. К 85-летию со дня рождения», подготовленного РИО КарНЦ РАН в 2009 году

 

При подготовке публикации использованы следующие материалы:

  1. Статья «Костомукшский фарфор», опубликованная в газете «Комсомолец» от 3 сентября 1983 года. Из архива городского музея Костомукши
  2. Издание «Пекки Александр Степанович. К 85-летию со дня рождения», подготовленное РИО КарНЦ РАН в 2009 году
  3. Паблик «Городской музей (г. Костомукша)»

 

Оцените статью
64 параллель онлайн