КРАСОТА НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ

Ученики преподавателя фортепиано Светланы Терениной регулярно становятся лауреатами всевозможных конкурсов. Преподаватель рассказала «64 параллели», в чем секрет педагогического успеха и как вдохновить ребенка.

Медведь не виноват

Светлана Авенировна Теренина преподает на фортепианном отделении Детской музыкальной школы имени Геннадия Вавилова более тридцати лет. За эти годы она ни разу не видела ребенка, категорически неспособного к музыке. Конечно, успехов и побед добиваются не все ее ученики. Кто-то бросает занятия в начальных классах. Но научиться играть и петь может каждый, считает преподаватель.

– Если ребенок растет в «музыкальной» семье, слышит музыку с младенчества, подражает звукам, с ним гораздо легче работать. Но «медведь на ухо наступил» – это не диагноз, все можно исправить. Нужно просто потрудиться, – считает Светлана Теренина.

Рассказывая о дипломах своих учеников, она  подчеркивает значимость семьи. Поддержка родителей, по мнению педагога, в этом деле необходима.

– Если родителям нужно, чтобы ребенок занимался, дело пойдет. Если мама говорит «хочешь – занимайся, надоело – бросай», то в какой-то момент лень возьмет верх. Где-то нужно похвалить, где-то – заставить. Сейчас у меня пятеро сильных ребят. И за каждым стоят родители, которым важны музыкальные успехи ребенка: им гордятся, его слушают, записи выступлений ставят родным, – объясняет педагог.

Атмосфера важна

У Светланы Авенировны тоже есть свои приемы, помогающие увлечь ученика. Она никогда не заставит работать над произведением, которое юному музыканту не нравится. Много играет для детей сама: музыка, звучащая в исполнении опытного преподавателя, очаровывает, ее хочется исполнить самостоятельно. По той же причине старается, чтобы ученики обязательно выступали на концертах класса и слушали старших ребят.

– А еще мы никогда не играем «голую» музыку. Ведь в произведении отражается и историческая эпоха, и культура страны композитора, и обстановка, в которой оно изначально исполнялось. Поэтому я показываю ребятам картины, рассказываю о тех временах, когда была написана музыка, чем люди жили, как одевались. Это помогает прочувствовать произведение, а так играть гораздо интереснее, – делится она педагогическими секретами.

Конкурсы и фестивали – еще один секретный инструмент опытного педагога. Чтобы подготовиться к мероприятию, приходится много трудиться, оттачивать исполнение. Разумеется, это сказывается на общем уровне мастерства, новый опыт дарит вдохновение. При этом Светлана Авенировна признается, что изначально причина для активного участия в конкурсах была совсем другая.

И радость, и конкуренция

– Я просто хотела устраивать детям праздники. Мы живем в маленьком городе, ребятам часто хочется сменить обстановку. Поэтому они обожают куда-то выезжать, бывать в других городах. Как я могу это устроить? Подготовить их к участию в выездных мероприятиях! До пандемии мы участвовали только в очных конкурсах, и это всегда было большим событием для детей. Выступить на большой сцене в большом городе – незабываемый опыт! – уверяет преподаватель.

Позже оказалось, что победы одних сказываются на успеваемости всей группы. Когда ребята приезжают с конкурса, веселые, с дипломами лауреатов, когда их все хвалят, то и другим начинает хотеться того же.  После каждого конкурса в группе наблюдается всплеск активности.

– В спорте есть такое понятие – «гонка за лидером». Если ты первый, то тебе некуда спешить. А если кто-то быстрее, сильнее, лучше тебя, то его хочется догнать. Так и у нас: есть трудолюбивые ученики, и на них равняются остальные, – объясняет Светлана Теренина.

А если лень?

Однако, сколько ни вдохновляй учеников, а детство порой берет свое: хочется и погулять, и пообщаться, и посидеть в интернете. Преподаватель считает: заставлять детей иногда нужно. Но при этом важно уважительно обращаться с ребенком. Например, сама она никогда не ругает своих учеников:

– Если мне не нравится результат, называю игру «неудачной». Делаю упор на то, что ученик может лучше. Взываю к ответственности, а не доминирую. Когда к ребенку обращаешься как к взрослому, он и демонстрирует «взрослые» качества.

По мнению педагога, занятия музыкой – залог гармоничного и разностороннего развития личности. Музыка – это не просто красивые звуки, но еще и художественный образ, и театральное искусство, и техника, развивающая моторику, и чтение нот. Даже если во взрослой жизни выпускник совсем перестанет играть, многие навыки и знания останутся с ним.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Проверка орфографии на сайте.

Добавить комментарий