Житель Костомукши Алексей Козлов – человек многогранный. Много лет на «Карельском окатыше» он управлял большегрузным самосвалом в Центральном карьере, а в свободное от работы время, в ветреную погоду, взбирался на доску и рассекал по волнам озера Контокки. С хобби он не расстается с 1984 года. «64 параллель» встретилась с костомукшанином и узнала, чем жителя северного города привлекает этот вид спорта?
– Как появилось увлечение парусным спортом в вашей жизни?
– В 1984 году мне было десять лет, когда сестра отвела меня в парусную секцию на берегу озера Контокки. Нас обучал Олег Викторович Галле, живущий в Германии с 1994 года. Первый урок запомнится навсегда. Это был сентябрьский день, я пришел посмотреть, как тренируются остальные, но оказался на яхте и перевернулся, упал в холодную воду. С тех пор я в этом виде спорта.
– Расскажите, чем он вас зацепил?
– Все начинается с детства. Детьми мы сначала плавали на плотах по воде, потом появилась парусная секция. Я люблю воду, ветер и ощущения, которые ты испытываешь, управляя парусом. Чем больше человек катается, тем сильнее жажда. Нас уже не устраивает обычный ветер. Легкий бриз, казавшийся раньше ураганом, остается без внимания. Мы ищем ветреные места в Ейске, Питере, Анапе.
– Принимали ли вы участие в соревнованиях?
– Парусную секцию поддерживал «Карельский окатыш», нам выделяли товарный вагон, чтобы мы могли загрузить яхты, оборудование и отправиться в путь. В восьмидесятые мы были на различных соревнованиях: в Петрозаводске, Суоярви, казахском городе Актау, на Каспийском море, в Севастополе.
– Существует ли секция в наше время?
– В 90-е, к сожалению, секция закрылась, яхты пришли в негодность. Ни одной из них не сохранилось с тех пор. Десять лет назад мы с друзьями-энтузиастами попытались возродить парусную секцию на старом месте. Мы составили проект, хотели облагородить территорию, установить раздевалки для парусного клуба и «моржей», которые занимались на набережной. Но нам это не удалось, так как на территории уже планировали установить прокат катамаранов, как в 90-е годы.
– Вам удается совмещать тренировки с работой?
– Я закончил десять классов и устроился работать на комбинат слесарем на участок подготовки производства в автотранспортный цех. В 18 лет отслужил в армии и вновь вернулся на ГОК в 1993 году. Проработал слесарем больше полугода, а затем ушел на машину. Сначала водил передвижную столовую, потом сел за руль горного транспорта, работал на большегрузах. В прошлом году я вышел на пенсию, устроился в подрядную организацию, теперь у меня появилось больше времени на любимое занятие. Как только на озере дует ветер, мы спешим к воде.
– Дорогой ли это вид спорта?
– Увлечение обойдется начинающему виндсерферу от 200 до 300 тысяч рублей. Профессионалы тратят на оборудование до 500 тысяч. В основном ценник такой высокий только из-за того, что оборудование производится за границей. В России его пока не научились делать. Серферу необходимо купить парус, доску, мачту, гик, гидрокостюм. Я приобретаю оборудование через интернет. За заказами приходится ездить в Москву и Питер.
– Как часто приходится менять оборудование?
– Оборудование меняется в зависимости от ситуации. Ломаются мачты, рвутся паруса. Если порвался парус, то его нужно везти в Сергиев Посад, где есть мастерская, которая занимается ремонтом парусов. А если ремонт невозможен, то придется покупать новый. А ценник на него варьируется от 60 тысяч.
– Поддерживают ли близкие ваше увлечение?
– В 2008 году я занялся поиском информации о том, где в России занимаются парусным спортом, где можно приобрести оборудование. Я загорелся этим, нашел магазин в Москве, общался с такими же любителями виндсерфинга. Моя супруга тогда сказала, хватить смотреть, поехали покупать. Гидрокостюм подарила сестра моей жены.
– Что нужно для виндсерфера, чтобы тренировка прошла удачно?
– Начинается сезон еще среди плавающих льдин, а заканчивается , когда лед начинает сковывать воду. Нужен ветер. Чем сильнее, тем лучше. Вместе с ветром нас поджидает волна. В такие моменты, оказывается, что вода не всегда гладкая и спокойная, а может быть мощной и сильной. Жаль, что ветров на озере Контокки очень мало.
– Что вам дают эти тренировки?
– Они помогают усовершенствовать навыки, изучать повороты, прыжки на волнах.
– Расскажите, пожалуйста, вы катаетесь только в России?
– Участвовал в Должанском марафоне в Ейске в 2013 году. Ничего не выиграл. Я восхищался технологиями и учился новым навыкам у местных жителей. Также был на Родосе. Вставал на доску на острове Фуэртевентура на Канарских островах. Россияне туда редко ездят, я ездил просто покататься на доске. Волны там отменные. Недаром там тренируются звезды с мировым именем.
– Не было ли у вас желания переехать туда, где хорошие волны?
– Когда катаешься и ветра мало, бывает, хочется уехать, но Карелия – это край, который бросить нельзя.
– Алексей, много ли в Костомукше осталось энтузиастов, увлеченных этим видом спорта?
– Изначально нас было пятеро. Один знакомый уехал в Финляндию. Андрей Шакиров заинтересовался вингфойлом (прим. ред. вингфойл – специальное надувное крыло с гидрофойлом, установленным на винг доске). Остались мы с Александром Соколовым и Александром Черняком.
Фото из архива Алексея Козлова