По актеру в руке

21 марта во всем мире отмечается Международный день кукольника, или Международный день театра кукол. В Костомукше есть человек, для которого этот праздник является профессиональным. Татьяна Федоровна Гребзде своими руками изготавливает кукол для спектаклей. Она художник и режиссер театра Orvokki общества карельской культуры Viena. 

Вся жизнь – театр

Татьяна Гребзде выросла в поселке Калевала. В семье из десяти человек она была самой младшей. В выпускном классе, когда надо было определиться с профессией, Таня стала думать, куда можно податься. Склонности и увлечения у нее были творческие.

– Я рассуждала так: «Со второго класса я пишу стихи, значит, можно пойти учиться на литературный факультет. Я умею рисовать, значит, можно выучиться на художника, а еще меня интересует театр, и я могу пойти в театральный», – вспоминает она. 

В итоге девушка решила поступить в Петрозаводское училище культуры от Финского театра на актерский курс, но по воле случая попала в режиссерскую группу. 

– Тут я осознала, что режиссура мне интереснее актерства. Оглядываясь назад, я понимаю, что смогла реализовать свою детскую мечту. Ведь именно театр соединил все мои желания и умения. Получается, я работаю по призванию! – делится Татьяна Федоровна.

После учебы Татьяна работала в Финском театре актрисой. Потом решила вернуться в Костомукшу и создать свой театр драмы и комедии, в котором проработала 15 лет. Этому театру присвоили звание народного. 

– Впервые я начала работать с куклами в девяностые годы, тогда я пять лет подряд делала новогодние сказки на большой сцене во Дворце Культуры «Дружба». Мы шили костюмы и мастерили большие маски, которые актеры надевали на головы и в них играли. Такие куклы называются ростовыми, – рассказывает Татьяна Федоровна.

Поработав в Костомукше, молодая женщина решила продолжить образование и уехала обратно в Петрозаводск. Там она устроилась актрисой и помощником режиссера в Национальный театр Карелии, попутно поступила на очное обучение в консерваторию на актерский курс. В 43 года Татьяна Гребзде получила диплом. 

театр

Труппа в рюкзаке

– Во время обучения в консерватории я общалась со своим однокурсником Борисом Кудрявцевым. Он тоже художник и режиссер, позднее он в Петрозаводске открыл кукольный театр и музей кукол. Я как-то приезжала на открытие его музея и наведалась в его мастерскую, чтобы посмотреть, как они там делают кукол. Меня поразило, что он один может играть весь кукольный спектакль! У него был рюкзак, в который влезали декорации, разные куклы – и маленькие, и планшетные, а еще и разные мелочи. И вот он один с этим рюкзаком ездил по разным городам показывать спектакли, – удивляется героиня.

Впечатлившись примером знакомого, Татьяна решила сама попробовать делать кукол. Борис Кудрявцев стал ее мастером. Он показывал, как правильно работать с поролоном, папье-маше, объяснял другие нюансы в создании кукол. Создавая своими руками что-то новое, наша героиня поняла, что ей нравится работать с куклами. Когда знаний не хватало, она обращалась за советом к Борису. Татьяна больше нигде не обучалась созданию кукол, она оттачивала навыки самостоятельно и с помощью своего мастера.

– И вот снова родина меня позвала. Я решила свои умения применить в деле и начала ставить кукольные спектакли в разных поселках по эпосу «Калевала». Я приезжала из Петрозаводска, ставила спектакль и уезжала обратно, – вспоминает Татьяна Федоровна. 

театр

«Калевала» позвала

Через какое-то время у Татьяны Федоровны закончились возможности для реализации идей, тогда она ощутила на себе, что такое творческий спад. А ей хотелось создать кукольный театр и снова ставить спектакли по эпосу «Калевала». И тогда участники Общества карельской культуры Viena будто услышали желания режиссера. 

Общество Viena реализует самые разные проекты. Участники сохраняют карельский язык, культуру и традиции карелов, знают народные песни и танцы, но актерами театра прежде не выступали. Однажды у них появилась идея поставить спектакль. Узнав, что Татьяна Гребзде является профессиональным режиссером, они предложили ей совместно поработать над проектом. Татьяна Федоровна сразу взялась за работу. Тогда и появился театр Orvokki. 

Общество Viena и наша героиня начали заниматься постановкой по эпосу «Калевала» в 2021-м – в год карельских рун. 

– Кукол и декорации мы делали втроем. Я создавала основу – головы, волосы, рисовала лица. Людмила Наместникова помогала шить костюмы к куклам, а ее муж Олег Наместников делал декорации, – делится Татьяна Федоровна. 

Весной 2021 года творческий коллектив театра Orvokki успел снять видеосюжет по первой руне и отправить его на конкурс в Министерство национальной политики. Им удалось занять призовое место. 

Сейчас Viena реализует проект «Мы – Карелы». Он направлен на содействие возрождению, сохранению и свободному развитию культуры карелов, вепсов и финнов, проживающих на территории Республики Карелия. В рамках этого проекта Татьяна Федоровна передает свое кукольное мастерство другим. Творческий коллектив снимает небольшие видео с процессом работы над куклой и выкладывает в социальные сети, чтобы все желающие смогли попробовать себя в этом творчестве. Также сейчас Татьяна Федоровна лично обучает мастерству десять участниц общества Viena. 

Чтобы кукла ожила

– Для создания кукол необходимо обладать вкусом и владеть кистью. Нужно не просто шить или лепить, важно уметь нарисовать черты лица под характер. Это сложнее. Здесь надо подумать. Я никогда не беру уже созданные кем-то образы, у меня все свое, все в голове. Я закрываю глаза и представляю нужный образ для определенной куклы, а потом воплощаю. Надо смотреть, чтобы из-под кисти выходили нужные глазки, правильный характер. Важно вылепить носик, который хочется, подобрать подходящего цвета волосы. Это работа художника, поэтому мне нравится создавать основу, голову куклы, – делится Татьяна Федоровна. 

Татьяна уже успела сделать 20 кукол с разными характерами и образами. Они для кукольницы как дети, каждую она любит по-своему. Признается, что любит даже отрицательного героя: жалко его, что он плохой. 

– Вдохновение приходит, когда подается идея, когда я чувствую отклик текста в душе. Тогда у меня начинают рождаться сценки, возникает образ спектакля, а уже остальное – дело техники. Именно так и произошло, когда меня пригласили создать театр и поставить спектакль по эпосу «Калевала». В голове что-то щелкнуло, и мне оставалось только запоминать идеи, – рассказывает режиссер. 

За долгий творческий путь у Татьяны Федоровны появились правила, которых она придерживается в работе. Например, не делиться своими творческими планами, ведь вдохновение может развернуться и уйти. Наша героиня считает, что идея должна хоть как-то начать реализовываться, и только после этого о ней можно говорить. 

Также Татьяна всегда помнит, что в процессе работы бывают случаи, когда все не ладится. Но не нужно на этом зацикливаться. 

– Сначала все бурлит, деятельность идет, а потом появляются моменты упадка духа. Я называю это «мы дошли до перевальчика». Такое происходит и у опытных мастеров, и у новичков. Эти моменты надо переждать, например, отменить репетицию, попить чаю, на что-то другое переключиться. Ситуацию надо отпустить, а потом все само собой наладится, и можно будет идти дальше, – говорит героиня. 

Татьяна Гребзде

И еще одно правило, которым поделилась режиссер: в творчестве нельзя зазнаваться.

– Если что-то получилось однажды, это не значит, что получится и в следующий раз. Необходимо продолжать усердно работать, – считает Татьяна. 

Татьяна Федоровна и ее единомышленники из общества Viena очень ждут, что с улучшением эпидемиологической обстановки маленькие и взрослые зрители наконец увидят кукольные спектакли. 

А о личных планах на будущее наша героиня ответила сдержанно, придерживаясь одного из своих правил: «Меня интересуют карельские сказки». Вообще, сказки она любит давно. Кроме карельских отличает цыганские сказки, японские, молдавские. 

– Может, эта детская любовь к сказкам и притянула меня к кукольному театру, когда я стала взрослой? – улыбаясь, задает себе вопрос Татьяна. 

Оцените статью
64 параллель онлайн