Во вторник, 29 октября, в малом зале Культурно-спортивного центра «Дружба» прошло первое в этом году заседание проекта «Народный университет». К обсуждению предложили несколько тем, в том числе касающихся социальной поддержки, льготного протезирования зубов и того, как распознать мошенников.
Мероприятие собрало множество горожан, заинтересованных в получении полезной информации и участии в образовательных программах. В начале заседания заместитель главы округа по социальным вопросам Наталья Король вручила почётную грамоту от Совета ветеранов Карелии за значительный вклад в развитие ветеранского движения и активное участие в общественной жизни города руководителю Совета ветеранов «Карельского окатыша» Надежде Николаевне Носковой. Также благодарственным письмом за активную гражданскую позицию и участие в общественной жизни Костомукши наградили Аллу Николаевну Турчанинову.
Где укрыться горожанам?
На заседании были затронуты важные темы, которые актуальны для жителей Костомукши. Начальник отдела по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям администрации округа Максим Марчук подробно рассказал об основных понятиях законодательства России в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Он перечислил виды угроз, с которыми могут столкнуться горожане, и подчеркнул важность знания основных понятий и принципов, чтобы в случае возникновения опасностей жители могли действовать грамотно и без паники. Кстати, в Костомукше создан и функционирует учебно-консультативный пункт по гражданской обороне, который расположен по адресу: улица Пионерская, дом 6, подъезд № 3.
Максим Марчук отметил, что подвалы домов финской застройки могут использоваться в качестве укрытий в случае возникновения опасности. Он также представил список сборных эвакуационных пунктов. Всего в Костомукше их семь, и они находятся в городских школах, музыкальной школе и в КСЦ «Дружба».
– Опираясь на опыт регионов России, ключи от подвалов домов, которые могут быть использованы в качестве укрытия, должны быть у старшего по дому, чтобы в случае опасности можно было быстро предоставить доступ людей для укрытия – сказал Максим Иванович, отвечая на вопросы о том, что многие подвалы закрыты на замок.
На встрече было предложено проработать этот вопрос с управляющими компаниями. Начальник отдела по делам ГОиЧС напомнил, что каждый можете самостоятельно ознакомиться с программой обучения в области гражданской обороны и защиты населения от ЧС на сайте округа.
Очередь растёт
Еще одной актуальной темой, вызвавшей беспокойство горожан, стал вопрос о предоставлении мер социальной поддержки по изготовлению зубных протезов. На встречу была приглашена заведующая поликлиникой Наталья Алексеева. Она сообщила, что данной льготой могут воспользоваться горожане, имеющие звание ветерана труда Карелии или России и не имеющие инвалидности.
– Льготное зубопротезирование осуществляется в стоматологическом отделении нашей поликлиники. Финансирование зубопротезирования происходит централизовано с региональными министерствами здравоохранения и социальной защиты, – говорит спикер.
Финансирование – болезненный вопрос, так как на сегодняшний день оно отсутствует. В поликлинике сформирована очередь, включающая почти две тысячи человек. Некоторые граждане, не дождавшись, обращаются за протезированием на платной основе, в то время как другие терпеливо ждут своей очереди.
– Очередь сформирована в надежде на то, что мы сможем в начале 2025 года, когда определятся финансовые потоки, начать зубопротезирование. Мы готовы. У нас есть зубные техники, врач-зубопротезист. Мы ведём переговоры с Петрозаводском, чтобы делать часть работы в столице Карелии. То есть мы хотим предлагать не простые протезы, а современные. Но всё пока упирается в финансирование, – добавила Наталья Алексеевна.
Мошенники ищут новые пути
Также участники заседания узнали, как распознать телефонных мошенников и защитить свои личные данные и финансы. Были приведены примеры распространённых схем мошенничества и даны советы, как не попасться на них. Перед костомукшанами выступил директор местного офиса банка ВТБ Олег Климов. Он рассказал, что аферисты с каждым днём совершенствуют свои методы. Они втираются в доверие, могут оказать психологическое давление, умело оперируют персональными данными и даже надевают форму представителей госструктур.
– Буквально вчера к нам обратился мужчина, который заподозрил, что с ним разговаривают мошенники. Во время беседы он включил режим видеосвязи на своем телефоне. С той стороны мы увидели «настоящего» подполковника на фоне портретов и государственных флагов. Создавалось впечатление, что он находится в кабинете, при этом мужчина в телефоне требовал перевести деньги на безопасный счёт, угрожал и демонстрировал удостоверение, – рассказал Олег Климов.
Спикер отметил, что очень часто мошенники могут представляться сотрудниками банков, налоговой и социальной службы или даже родственниками, чтобы завоевать доверие жертвы. Также они могут угрожать арестом, потерей денег или другими негативными последствиями, если жертва не выполнит их требования. К сожалению, на такие уловки попадают и жители нашего города.
– В одном случае мошенники использовали ответственную гражданскую позицию нашего клиента. Они располагали информацией о его послужном списке, предшествующих местах работы. Мужчину уговорили помочь лже-правоохранительным органам уличить группу мошенников, которые якобы действуют среди работников банка. Он был хорошо проинструктирован о том, что банковские клерки будут спрашивать, как они будут себя вести, какие документы подписывать. Человек вёл себя очень спокойно, тем не менее периодически ему звонили, пока у нашей сотрудницы не возникло подозрение, что кто-то его контролирует. На вопросы сотрудников банка он отвечал, что звонят знакомые. Мужчина получил кредит, и только бдительность нашей сотрудницы, которая буквально у кассового окна узнала, что происходит с нашим клиентом, помогла ему избежать потери крупной суммы. Деньги он вернул в банк, – добавил Олег Климов.
Эта история служит напоминанием о том, что не всегда подобные ситуации заканчиваются благополучно. Важно сохранять бдительность и осторожность, особенно когда речь идёт о финансовых вопросах.
Помимо этого, на заседании «Народного университета» сотрудницы комплексного центра социального обслуживания населения Республики Карелия поделились информацией о социальных услугах, доступных для пожилых граждан. Также они рассказали о занятиях по адаптивной физкультуре, которые проводятся на базе центра на улице Первомайской, 12.