Обмани меня…

Уверены, что вы стреляный воробей и вас на мякине не проведёшь? Что ж, давайте посмотрим, так ли это в действительности.

Ответьте на простой вопрос: часто ли вы проверяете чеки, сделав покупки в магазине? Если время от времени или вообще никогда, то вам до стреляного воробья далеко и обвести вас вокруг пальца ничего не стоит. Почему так говорю? Да потому, что вы спокойно позволяете залезать в свой собственный карман. Да-да, именно так. И не возражайте, что с появлением электронных весов и банковских терминалов это нереально. Ещё как реально!

 

Налетай – подешевело!

Вам наверняка знакомы жёлтые (красные, серо-буро-малиновые) ценники, говорящие о скидках на те или иные товары. Обрадованные возможностью сэкономить, вы кладёте продукт, продающийся по акции, в корзину. Однако кассир пробивает совсем другую сумму – разумеется, более высокую. Если вы заметили несоответствие, вам объяснят, что акция закончилась, а старый ценник не успели (забыли) снять.

Как поступают в таких случаях большинство людей? Конфузливо пожимают плечами: мол, простите, ошибочка вышла. А надо бы ровно наоборот. Это магазин должен извиниться перед вами. Существует железное правило, которое гласит: кладя в корзину понравившийся продукт, покупатель заключает с продавцом публичную оферту, и сие означает, что посетитель соглашается купить указанный товар по указанной цене, а торговое предприятие, в свою очередь, обязуется продать его по той самой цене. И никак по-другому. А все слова типа «забыли – не успели» – чистой воды отговорки.

Не исключён, впрочем, и другой вариант: вы отлично знаете про оферту, но поскольку разница в стоимости не очень существенная, то предпочитаете не заморачиваться. В самом деле, что такое по нынешним временам пять-десять излишне уплаченных рублей? Мизер. Однако таких «упущенных десяток» может набраться не одна и не две, особенно если вы любите наполнять тележку доверху. Ведь, согласитесь, когда много покупок, трудно уследить, что и по какой цене вам пробили. Есть и ещё одно играющее против вас обстоятельство – практически невозможно быстро подсчитать общую сумму. Вы пребываете в приятной уверенности, что прилично сэкономили, а вас просто-напросто развели – уж простите за сленг.

 

Ни письменно, ни устно

Всё сказанное только что – не умозрительные заключения, а взятые из жизни примеры. Причём из собственной. За один лишь июль прошлого года меня пытались нагреть подобным образом аж десять раз! Где, спросите вы? Отвечу: в сетевых магазинах города, в основном – в универсаме «Магнит» на улице Мира. Впрочем, последнее обстоятельство, скорее, связано с тем, что именно в этот магазин я чаще всего хожу. Если бы не привычка постоянно проверять чеки и если бы не второе полезное качество – настаивать на исправлении ошибок, я бы не досчиталась тогда, в общей сложности, трёхсот рублей.

 

Конечно, не каждый месяц выдаётся таким «урожайным». Но не было, пожалуй, ни одного «пустого» – без пары-другой попыток обсчёта. Судя по возврату на банковскую карту неправильно удержанных сумм, ущерб, нанесённый моему бюджету, мог бы составить за год около трёх тысяч рублей. Как говорится, всего-то…

Я не любительница писать жалобы, но однажды не выдержала: обнаружив очередной «наезд» на свой кошелёк, накатала возмущённое послание. Привела примеры за последние три месяца и потребовала не просто разобраться, но и в письменном виде извиниться передо мной. Указала, как полагается, телефон и адрес. Дело было 9 сентября 2017 года. До сих пор жду ответа. За пять без малого месяцев – ни письма, ни звонка.

 

Но фантики-то синие…

Увы, в магазинах (мы сегодня говорим только про них) существует немало способов незаконно изымать из наших с вами карманов деньги. И снова буду опираться на собственные наблюдения. Один раз, например, кассир пробила в чеке не 230 граммов конфет, а на килограмм больше. Ошибка потянула на 250 рублей. Хорошо, что в тот день у меня было мало покупок, поэтому слишком большая итоговая сумма удивила. Начала смотреть внимательнее и увидела причину скачка. Для меня это был новый урок. Теперь всегда проверяю не только цены, но и вес.

Вообще, когда вы покупаете что-то на развес, можете столкнуться с тем, что вместо одного товара в вашем чеке будет указан другой. И всегда такая замена почему-то дороже. Так, не столь давно я обнаружила в своём чеке конфеты ценой 480 рублей, хотя на самом деле положила в пакет более дешёвые сладости – за 239. Две марки сильно отличались друг от друга. Единственное, что роднило их, – синие фантики. Этого, видимо, оказалось достаточно…

Надо быть бдительным, если в продаже несколько сортов помидоров, огурцов, яблок, винограда. Далеко не все кассиры могут устоять перед соблазном ввести в компьютер более дорогой продукт. Помню, как-то я показывала директору магазина круглые помидоры и недоумевала, как можно спутать их с продолговатыми томатами-сливками. Цена на вторые была раза в два выше. И, как вы, наверное, догадались, именно их мне пробили.

 

Зачем мелочиться?

Будет несправедливо утверждать, что случаи, о которых рассказано сегодня, характерны только для «Магнита». Это, к великому сожалению, всеобщая болезнь. В той или иной степени ею страдают и «Пятёрочка», и «СПАР», и «СемьЯ». Даже в Финляндии, которая для нас в этом смысле чуть ли не образец, тоже были замечены подобные явления. Остаётся лишь вздохнуть вслед за Лисом из «Маленького принца»: «Нет в мире совершенства».

 

Не отстают от супермаркетов и небольшие магазины. В одном из таких, например, процветает метод округления. Здесь не любят мелочиться. Если творог весит 573 грамма, в калькулятор введут 580, и то в лучшем случае. Копейки обязательно округлят до рубля. Да и сама конечная сумма будет подвергнута корректировке – для полноты счастья, по всей видимости. Столкнувшись с таким подходом, я не смогла сдержать удивления. И мне снисходительно объяснили: это делается для удобства покупателей. Зачем возиться с мелочью, которой, к тому же, зачастую и нет? А так – все довольны, все смеются. Когда же я возразила, что при оплате картой проблемы с наличностью не актуальны, на меня посмотрели как на человека, подрывающего основы основ.

В принципе, нетрудно догадаться, кому и зачем это нужно. Приведу лишь одно соображение. Кассовый аппарат, конечно, не обманешь и наличные из него не выколотишь, зато у продавцов есть возможность не тратить деньги на те же продукты – ведь они уже оплачены покупателями. Очевидно, что такая схема выгодна работникам торговли, так как позволяет экономить их собственные средства. Повторюсь, это сугубо мое личное мнение.

 

Думайте сами, решайте сами…

Футурологи утверждают, что в ближайшие десять лет будет очень перспективно такое направление в развитии технологий, как «смешанная реальность». Если говорить упрощённо, то речь идёт о способах совмещения реальной и виртуальной информации. Встречаете, допустим, на улице человека, и в воздухе возле него тут же появляется полная история вашего знакомства. Исходя из этой информации, вы можете строить линию поведения с ним.

То же самое и с объектами. Идёте, к примеру, мимо супермаркета, и вам моментально выдаются всевозможные данные о магазине: как отзываются о нём клиенты, сколько раз обсчитали здесь покупателей, какие акции проводятся и так далее. Полученные сведения помогут вам решить, в частности, стоит или нет делать покупки в этом торговом центре.

Но всё это – в будущем, пусть даже не таком далёком. Настоящее не столь лучезарно. Оно настоятельно рекомендует не забывать, в чьих руках спасение утопающих. Особенно тех, кто тонет не в глубоких водах морей, а в мелких лужах обмана.

Иллюстрация в шапке: PressFoto/pressmaster

Оцените статью
64 параллель онлайн