Уверены, что вы стреляный воробей и вас на мякине не проведёшь? Что ж, давайте посмотрим, так ли это в действительности.
Ответьте на простой вопрос: часто ли вы проверяете чеки, сделав покупки в магазине? Если время от времени или вообще никогда, то вам до стреляного воробья далеко и обвести вас вокруг пальца ничего не стоит. Почему так говорю? Да потому, что вы спокойно позволяете залезать в свой собственный карман. Да-да, именно так. И не возражайте, что с появлением электронных весов и банковских терминалов это нереально. Ещё как реально!
Вам наверняка знакомы жёлтые (красные, серо-буро-малиновые) ценники, говорящие о скидках на те или иные товары. Обрадованные возможностью сэкономить, вы кладёте продукт, продающийся по акции, в корзину. Однако кассир пробивает совсем другую сумму – разумеется, более высокую. Если вы заметили несоответствие, вам объяснят, что акция закончилась, а старый ценник не успели (забыли) снять.
Как поступают в таких случаях большинство людей? Конфузливо пожимают плечами: мол, простите, ошибочка вышла. А надо бы ровно наоборот. Это магазин должен извиниться перед вами. Существует железное правило, которое гласит: кладя в корзину понравившийся продукт, покупатель заключает с продавцом публичную оферту, и сие означает, что посетитель соглашается купить указанный товар по указанной цене, а торговое предприятие, в свою очередь, обязуется продать его по той самой цене. И никак по-другому. А все слова типа «забыли – не успели» – чистой воды отговорки.
Не исключён, впрочем, и другой вариант: вы отлично знаете про оферту, но поскольку разница в стоимости не очень существенная, то предпочитаете не заморачиваться. В самом деле, что такое по нынешним временам пять-десять излишне уплаченных рублей? Мизер. Однако таких «упущенных десяток» может набраться не одна и не две, особенно если вы любите наполнять тележку доверху. Ведь, согласитесь, когда много покупок, трудно уследить, что и по какой цене вам пробили. Есть и ещё одно играющее против вас обстоятельство – практически невозможно быстро подсчитать общую сумму. Вы пребываете в приятной уверенности, что прилично сэкономили, а вас просто-напросто развели – уж простите за сленг.
Всё сказанное только что – не умозрительные заключения, а взятые из жизни примеры. Причём из собственной. За один лишь июль прошлого года меня пытались нагреть подобным образом аж десять раз! Где, спросите вы? Отвечу: в сетевых магазинах города, в основном – в универсаме «Магнит» на улице Мира. Впрочем, последнее обстоятельство, скорее, связано с тем, что именно в этот магазин я чаще всего хожу. Если бы не привычка постоянно проверять чеки и если бы не второе полезное качество – настаивать на исправлении ошибок, я бы не досчиталась тогда, в общей сложности, трёхсот рублей.
Конечно, не каждый месяц выдаётся таким «урожайным». Но не было, пожалуй, ни одного «пустого» – без пары-другой попыток обсчёта. Судя по возврату на банковскую карту неправильно удержанных сумм, ущерб, нанесённый моему бюджету, мог бы составить за год около трёх тысяч рублей. Как говорится, всего-то…
Я не любительница писать жалобы, но однажды не выдержала: обнаружив очередной «наезд» на свой кошелёк, накатала возмущённое послание. Привела примеры за последние три месяца и потребовала не просто разобраться, но и в письменном виде извиниться передо мной. Указала, как полагается, телефон и адрес. Дело было 9 сентября 2017 года. До сих пор жду ответа. За пять без малого месяцев – ни письма, ни звонка.
Увы, в магазинах (мы сегодня говорим только про них) существует немало способов незаконно изымать из наших с вами карманов деньги. И снова буду опираться на собственные наблюдения. Один раз, например, кассир пробила в чеке не 230 граммов конфет, а на килограмм больше. Ошибка потянула на 250 рублей. Хорошо, что в тот день у меня было мало покупок, поэтому слишком большая итоговая сумма удивила. Начала смотреть внимательнее и увидела причину скачка. Для меня это был новый урок. Теперь всегда проверяю не только цены, но и вес.
Вообще, когда вы покупаете что-то на развес, можете столкнуться с тем, что вместо одного товара в вашем чеке будет указан другой. И всегда такая замена почему-то дороже. Так, не столь давно я обнаружила в своём чеке конфеты ценой 480 рублей, хотя на самом деле положила в пакет более дешёвые сладости – за 239. Две марки сильно отличались друг от друга. Единственное, что роднило их, – синие фантики. Этого, видимо, оказалось достаточно…
Надо быть бдительным, если в продаже несколько сортов помидоров, огурцов, яблок, винограда. Далеко не все кассиры могут устоять перед соблазном ввести в компьютер более дорогой продукт. Помню, как-то я показывала директору магазина круглые помидоры и недоумевала, как можно спутать их с продолговатыми томатами-сливками. Цена на вторые была раза в два выше. И, как вы, наверное, догадались, именно их мне пробили.
Будет несправедливо утверждать, что случаи, о которых рассказано сегодня, характерны только для «Магнита». Это, к великому сожалению, всеобщая болезнь. В той или иной степени ею страдают и «Пятёрочка», и «СПАР», и «СемьЯ». Даже в Финляндии, которая для нас в этом смысле чуть ли не образец, тоже были замечены подобные явления. Остаётся лишь вздохнуть вслед за Лисом из «Маленького принца»: «Нет в мире совершенства».
Не отстают от супермаркетов и небольшие магазины. В одном из таких, например, процветает метод округления. Здесь не любят мелочиться. Если творог весит 573 грамма, в калькулятор введут 580, и то в лучшем случае. Копейки обязательно округлят до рубля. Да и сама конечная сумма будет подвергнута корректировке – для полноты счастья, по всей видимости. Столкнувшись с таким подходом, я не смогла сдержать удивления. И мне снисходительно объяснили: это делается для удобства покупателей. Зачем возиться с мелочью, которой, к тому же, зачастую и нет? А так – все довольны, все смеются. Когда же я возразила, что при оплате картой проблемы с наличностью не актуальны, на меня посмотрели как на человека, подрывающего основы основ.
В принципе, нетрудно догадаться, кому и зачем это нужно. Приведу лишь одно соображение. Кассовый аппарат, конечно, не обманешь и наличные из него не выколотишь, зато у продавцов есть возможность не тратить деньги на те же продукты – ведь они уже оплачены покупателями. Очевидно, что такая схема выгодна работникам торговли, так как позволяет экономить их собственные средства. Повторюсь, это сугубо мое личное мнение.
Футурологи утверждают, что в ближайшие десять лет будет очень перспективно такое направление в развитии технологий, как «смешанная реальность». Если говорить упрощённо, то речь идёт о способах совмещения реальной и виртуальной информации. Встречаете, допустим, на улице человека, и в воздухе возле него тут же появляется полная история вашего знакомства. Исходя из этой информации, вы можете строить линию поведения с ним.
То же самое и с объектами. Идёте, к примеру, мимо супермаркета, и вам моментально выдаются всевозможные данные о магазине: как отзываются о нём клиенты, сколько раз обсчитали здесь покупателей, какие акции проводятся и так далее. Полученные сведения помогут вам решить, в частности, стоит или нет делать покупки в этом торговом центре.
Но всё это – в будущем, пусть даже не таком далёком. Настоящее не столь лучезарно. Оно настоятельно рекомендует не забывать, в чьих руках спасение утопающих. Особенно тех, кто тонет не в глубоких водах морей, а в мелких лужах обмана.
Иллюстрация в шапке: PressFoto/pressmaster
В России пройдёт эксперимент по переводу студенческих билетов и зачётных книжек в электронный формат.
Водительские удостоверения, срок действия которых истекает в 2024 и 2025 годах, автоматически продлеваются на три…
У 37-летнего жителя Костомукши похитили кошелек с деньгами, а затем вернули обратно, но уже пустым.…
В ГИМС Костомукши рассказали о том, какие штрафы грозят владельцам маломерных судов за выход на…
В Госавтоинспекции Карелии напомнили водителям об ответственности за повторное управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.…
Театр «Родники» 3 мая представит спектакль «Тася» о подвигах партизан-онежцев (6+).