В этот день, 31 октября 1973 года, в Хельсинки был подписан Советско-финляндский протокол о строительстве Костомукшского горно-обогатительного комбината. Протокол состоял из одиннадцати небольших статей.
Эти статьи содержат намерения советской и финской сторон относительно строительства комбината, его проектной мощности, поставках, оплаты строительства и даже цены на окатыши. Так как дорог к месту будущего комбината не было, то строительные материалы договорились доставлять через застройщика. Также в протоколе оговаривается перевоз будущей продукции через Финляндию в третьи страны.
Этот документ знаменовал переход к этапу строительства вспомогательных объектов. Первый подрядный договор по Костомукше был подписан в тот же день – 31 октября. Внешнеторговое объединение «Проммашимпорт» и финская группа из трех фирм – «Перусюхтюмя», «Леммикяйнен» и «Финнботния» — договорились о строительстве железной и грунтовой дорог от границы Финляндии до Костомукши.
Практическое осуществление соглашений началось немедленно: переход финских строителей на нашу территорию состоялся уже 3 декабря 1973 года.
Прошло 47 лет. Все намерения, записанные в этом историческом документе, осуществились. Костомукшский горно-обогатительный комбинат «Карельский окатыш» отпраздновал свой 38 день рождения и отмечает памятные даты своей истории.
Для подготовки материала использована литература:
«История Костомукши», О.П. Илюха, А.А. Антощенко, М.Ю. Данков;
«История Костомукши. Документы и материалы», научный редактор О.П. Илюха;
«Костомукшский горно-обогатительный комбинат».