Четыре дня осенних каникул в Вокнаволоке работала вторая арт-резиденция «Среда». Если год назад она носила название «Ремесленная среда» и была посвящена традиционным карельским ремеслам, то на этот раз участники проекта из Костомукши, Вокнаволока и Финляндии замахнулись на театральный эксперимент по мотивам эпоса «Калевала». Итог четерехдневной вдохновенной учебы и работы под руководством опытных тренеров и педагогов ребята представили на сцене Дома деревни вчера.
Рассказывая об арт-резиденции и анонсируя представление, мы неосторожно употребили слово «спектакль». Хотя и закрадывались сомнения: какой полноценный спектакль можно создать за три с половиной дня, если учесть, что среди ребят было всего несколько, хоть как-то знакомых с театром – участники студии «Родники» из Пушкинской школы. Все остальные про театр только слышали или иногда бывали на вполне традиционных постановках.
Поэтому не случайно даже в необычной афише, которая висела на стене Дома деревни, значилось: «Театральный эксперимент». И если зрители и родители ожидали увидеть на сцене мальчика с приклеенной бородой Вяйнемейнена, а также других юных артистов, читающих «по ролям» и разыгрывающих сцены из рун «Калевалы», то этим ожиданиям не суждено было сбыться.
Если попытаться описать двадцатиминутное действо коротко, то это были три театральных этюда, три театра – предметный, пластический и шумовой — объединенных общим контекстом. Самый, пожалуй, важный момент: никто не предлагал ребятам готового сценария, они сами решали, что и как хотят показать. Даже, если быть точнее, не столько показать, сколько выразить.
Тема, как мы уже говорили – «Калевала». Погружением ребят в эпос занималась журналист и педагог из Петрозаводска Ирина Рынкевич, которая уже давно ведет проект Kalevala Open.
– Мы посмотрели фильм «Сказания Калевалы. Железный век». Некоторые из ребят даже не знали до сей поры имен героев эпоса, – рассказывает Ирина. – А потом стали обсуждать, выяснять, что их «зацепило». В итоге выбрали три сюжета, которые и стали основой для этюдов. Участники разбились на три команды – причем периодически команды перемешивались – и начали творить. Разумеется, это, прежде всего, импровизация, мы шли от мыслей и ощущений самих ребят. Фраза «непонятно, но очень интересно», высказанная одним из участников, стала фразой третьего дня нашей арт-резиденции.
– Зрители тоже мало что поняли во время представления, судя по всему…
– Изначально все это затевалось для самих ребят. Среди зрителей были большей частью родители, которые видели горящие глаза своих детей. А затем они вернутся домой, и дети, я думаю, расскажут родителям, как и из чего все это рождалось, расскажут, что они поняли и узнали, что почувствовали…
Театральной частью арт-резиденции заведовал актер и режиссер, преподаватель актерского мастерства Леонид Прокофьев. Он пытался убедить нас в том, что его роль во всем этом была минимальна, ребята практически все сделали сами. А он как тренер лишь направлял их, иногда что-то подсказывал или советовал.
– Я интуитивно работаю. Двигался от детей, и даже не знаю, что именно я сделал: видимо, что-то собрал в конце. Все сделали они сами, – говорит Леонид. – Я бы с радостью и дальше продолжил, у нас получился такой хороший коллектив. Причем у ребят нет навязанных штампов, они готовы чудить, делать вместе все что угодно, при этом сами совершают для себя открытия. Так что скорее я у них учился, запитывался этой чистой и непосредственной энергией познания и открытий, которую у взрослых уже почти не встретишь. Если бы так развивался весь мир, было бы прекрасно!
«Наш любимый и самый лучший дядя Леня!» — говорили ребята на прощальном чаепитии после представления. «Дядя» — это, безусловно, от безмерного уважения и избытка чувств. Благодарили, горячо и искренне, всех. Леонида, Ирину Рынкевич и мастера Анну Антонову, которая научила ребят из подручных средств, а порой и из ничего создавать театральный реквизит, афиши и костюмы. Сотрудников Дома деревни, которые сделали все возможное для того, чтобы эти четыре дня ребятам было уютно и удобно. И, конечно же, Елену Хмелевскую и Ольгу Шаклеину, представлявших АНО «Северия» и Центр «Среда», которые все это организовали и провели.
Вместо послесловия
Леонид ПРОКОФЬЕВ, актер, режиссер, преподаватель актерского мастерства:
– Ребята из театральной студии говорили, что обычно им дают текст и объясняют, что и как делать. А здесь, по их собственному признанию, они узнали, что бывает другой театр, и в нем можно умудриться получить результат.
Все эти дни ребята прислушивались к себе и к окружающему миру, сами порой удивлялись себе и своим ощущениям. У них гораздо больше шансов, чем у взрослых, делать все это искренне. Взрослые всегда готовы нацепить на себя маску. А у них – неподдельная увлеченность и искренность, и поэтому на сцене они – живые люди, за которыми интересно смотреть.
вдогонку
Участие в арт-резиденции для детей было бесплатным. Реализация проекта стала возможной благодаря гранту, который выиграла АНО «Этнокультурный центр «Северия» в рамках XX Российско-финляндского культурного форума. Ежегодные российско-финляндские культурные форумы проводятся при поддержке и финансировании Министерства образования и культуры Финляндии и Министерства культуры Российской Федерации.